Block title
Вторник
27.06.2017
03:20


Block title
Block title
Логин:
Пароль:






Block title


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Block title
Block content
Block title
Облако тегов:


Block title
Вопрос:  Вы откуда ?

  Результаты
  Архив опросов

Всего голосовало: 1219
Обсудить на форуме
Block title


Главная » 2007 » Декабрь » 8 » Республика (ПМР)
19:28
Республика (ПМР)






Одно из четырёх (наряду с Абхазией, Южной Осетией, Нагорным Карабахом) непризнанных государственных образований на территории бывшего СССР. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) провозглашена 2 сентября 1990 г. ввиду перспектив присоединения Молдовы к Румынии, а вследствие военного конфликта в марте – июле 1992 года отделилась от Молдовы и занялась построением собственной государственности. В настоящее время ПМР преуспела в этом деле. Республика обладает довольно чётко ограниченной территорией, столицей, государственной символикой, собственной валютой и властным аппаратом, имеет армию, милицию, таможенную службу; на её территории взимаются налоги и применяется национальное законодательство (построенное по российским образцам). Осталось только получить международное признание, чего ПМР активно добивается.
Военный конфликт (1991-92) ушёл в прошлое, возобновления боевых действий никто не ожидает. Приднестровье совершенно не выглядит как горячая точка, остались только посты миротворцев. Регион выглядит совершенно мирно и цивилизованно и вместе с тем бедно, но опрятно. Разрушений в городах не осталось, комендантского часа тоже. В последнюю очередь его отменили в Бендерах в 2000 г.
Площадь – чуть более 4000 кв км, граница проходит на востоке – по бывшей границе Молдавской ССР и Украинской ССР, на западе – по Днестру (кроме города Бендеры и прилежащих сёл Гиска, Кицканы и Меренешты, находящихся на правом берегу Днестра, но находящихся под юрисдикцией ПМР). Протяжённость с севера на юг – около 240 км, с востока на запад – около 40.
Рельеф – холмистая равнина, расчленённая речными долинами и балками.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января от -3 до -5, июля – от 19 до 22.
Административное деление – 5 районов: Каменский, Дубоссарский, Рыбницкий, Григориопольский и Слободзейский районы, – а также города Тирасполь и Бендеры.
Официальные языки – русский, молдавский и украинский. Молдавский, в отличие от Молдовы, на письме передаётся кириллицей. В городах люди в основном разговаривают по-русски, по-молдавски и по-украински больше говорят в сёлах.
Валюта – рубли, но не российские, а собственные. Для туриста, рождённого в СССР, приднестровская мелочь – ностальгический сувенир: копейки до боли похожи на советские и несут на себе герб с серпом и молотом, колосьями и кукурузными початками. На банкнотах – портреты Суворова, Тараса Шевченко, молдавского господаря Дмитрия Кантемира, екатерининского генерала Румянцева-Задунайского и императрицы Екатерины II. Новые рубли ПМР появились в 2004 гг., после жестокой инфляции, когда за 1 российский рубль давали до 80 тысяч местных рублей-купонов.
Государственный и рыночный курсы практически совпадают. Фактически валюта соседних государств – Украины, Молдовы и, реже, России – в Приднестровье имеет равное хождение наряду с "сувориками", так что на рынках и во многих магазинах можно рассчитаться этими "чужими" деньгами или получить их на сдачу.
Цены против ожидания находятся на уровне подмосковных или питерских (с незначительными вариациями). Очень дёшевы только произрастающие здесь овощи-фрукты и вино. Поесть в закусочной стоит 30-40 российских рублей.
Попадание, регистрация и передвижение
Въезд в Приднестровье и проезд по нему свободный. Попасть в ПМР можно как из Молдовы (по любой дороге), так и с Украины (легально – только через пункты пропуска в Кучургане на трассе Одесса -Тирасполь, Платонове на трассе Волгоград – Кишинёв и в Болгане на дороге Умань – Каменка).
Осложнения при переходе возможны главным образом на украинской стороне. Хитромудрые пограничники, манипулируя путанными положениями правовых актов, ищут все основания, чтобы привлечь вас к ответственности. И только великодушие и человеколюбие позволяет им скрепя сердце изменить долгу и ограничиться взиманием скромной мзды. Однако, если у вас есть 10-15 минут на анализ загоняемой вам пурги, послать пограничника – проще простого, убедив его, что он заработает больше проблем, чем денег.
На приднестровской стороне границы решается вопрос о регистрации, которая по местным законам требуется любому не-приднестровцу, если он въезжает более чем на 24 часа. При въезде на сутки пограничник берёт с вас полдоллара (4,6 придн. руб.) и выдаёт клочок бумаги со штампом пункта пропуска и датой въезда. Более точное время не указывается, потому фактически талон даёт основание пребывать в Приднестровье без регистрации в течение двух дней (если въехать рано утром, а выехать вечером на следующий день). Если ваше пребывание затянулось на более длительный срок, вам вменяется в обязанность явиться в отделение милиции и продлить регистрацию. Насколько я могу судить, регистрация требуется для проверки документов на выезде, однако при её отсутствии можно откупиться или отмахаться хорошо подвешенным языком.
Трассы: М14 Одесса – Кишинёв (самая насыщенная); М21 Кишинёв – Днепропетровск (говорят, за Дубоссарами в сторону Украины движение совсем скудное); и М4 Тирасполь – Рыбница, тянущаяся вдоль Днестра с юга на север ПМР.
Самым рациональным способом передвижения представляется автостоп. Некоторая длительность ожидания на трассе компенсируется быстротой езды и живописностью открывающихся пейзажей: холмы, реки, поля, плантации виноградников и грецких орехов до горизонта. Имеются деньгопросы, предупреждайте.
В городском транспорте контролёры и кондукторы хорошо воспринимают студенческие билеты, причём "национальность" билета не имеет значения.
Железная дорога пересекает ПМР на участках Тирасполь – Бендеры и Колбасная – Рыбница. Связываться с ней для локальных перемещений (по ПМР или Молдове) неинтересно.
Люди. Приднестровцы миролюбивы и коммуникабельны, к русским в целом и к москвичам в частности относятся весьма дружелюбно. В разговоре выясняется, что они тщательно отслеживают происходящие в России события, а о России или россиянах в контексте международных отношений – от политики до спорта – говорят "наши". Терпеливо ждут, когда Россия их признает. Тому, что кто-то ездит в Приднестровье путешествовать, искренне удивляются (могут, кстати, принять за идиота – многим местным совсем не до путешествий). Водители чаще всего рассматривают вас как источник заработка, и к меценатству не склонны, но оседлые жители вполне радушны и хлебосольны.
Информационно-справочные издания вроде "Атласа ПМР" (1996 и 2000 гг.), открыток с видами Тирасполя (2004?) или каталога марок Приднестровья (2000) в книжных магазинах и на тираспольском почтамте встречаются нечасто. Между тем на почте любого города, посёлка или села можно прикупить марки с надписью "Почта ПМР", которые уникальны тем, что имеют хождение только на узкой полоске Левобережья Днестра.
Бендеры
История. Город основан в 1408 году на месте древнего генуэзского поселения Тигин, население – более 120 тыс жителей. Бендеры являются четвёртым по величине городом в Молдавии и вторым после Тирасполя городом в ПМР.
В настоящее время Бендеры – единственный город на правобережье Днестра, находящийся под юрисдикцией Приднестровья. Принадлежность к ПМР обошлась городу большой кровью – здесь весной и летом 1992 г. шли особенно ожесточённые бои. В итоге город до сих пор разделён на две части – меньшую молдавскую (район Варница) и бОльшую приднестровскую, блокпосты обеих строн расположены прямо на городских улицах. Также сохранились блокпосты миротворческих сил.
Попадание и вокзалы. Из Тирасполя в Бендеры дешевле всего попасть троллейбусом 19 (междугородный). Из Бендер в Тирасполь и на трассу на Одессу – либо тем же троллейбусом, либо от блокпоста миротворцев рядом с мемориалом защитникам города. В направлении Кишинёва стартовать следует также от мемориала, но немного пройдя в сторону крепости.
Автовокзал – на пересечении улиц Тираспольская и Советская. Рейсы по всему Приднестровью и Молдове, а также в Одессу, Николаев, Херсон, Стамбул. Пассажирский железнодорожный вокзал "Бендеры-2" находится в микрорайоне Варница (троллейбус 1). Оттуда ходят дизеля на Кишинёв, Раздельную и Рени, транзитные поезда дальнего следования на Москву, Киев, Одессу, Кишинёв, Бухарест, Варну.
Связь. Почтамт с почтой, телеграфом, телефоном и, возможно, Инетом на ул. Суворова, 28.
Достопримечательности. Одна из основных достопримечательностей Бендер – Старая крепость (12-16 вв.), расположенная у моста через Днестр на территории военной части. От стен крепости открываются замечательные виды на расстилающиеся внизу пейзажи – только ради этого стоит туда забраться. К пролому в стене следует пройти метров 150 – уже поднявшись по склону. Это пролом именно в крепостной стене, а не в легко распознаваемой стене самой военной части. Пролом достаточно крупный, его не следует путать с узкими щелями под бетонным забором и просовывать свою голову между сапогами скучающих на посту солдат.
На самом деле крепость только примыкает к военной части с её тыльной стороны, но совсем недавно она совершенно точно использовалась в военных целях (склады, гаражи). Каков её статус сейчас и насколько законно нахождение на её территории, я не знаю.
Также следует отметить мемориал защитникам города от войск Молдовы в марте-июле 1992 г. Находится он неподалёку от моста через Днестр и крепости. Здесь и вечный огонь, и казачий БМП под красно-зелёно-красным флагом ПМР на пьедестале, и гранитная стела, и часовня, и плиты с именами погибших. Но особое впечатление производит не мемориал, а беспорядочно расставленные на прилежащем перекрёстке простые металлические кресты. Они стоят в тех местах, где гибли защитники ПМР, чьи имена и звания на этих крестах и указаны. Об истории противостояния можно подробнее узнать в музее Бендерской трагедии на ул. Советской, 40. Там же – историко-краеведческий музей.
В числе достопримечательностей города – также Преображенский собор (1834) рядом со зданием горсовета.
Тирасполь
История. Столица непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Население – 186 тысяч жителей. Основан А.В. Суворовым в 1792 году на месте древнего молдавского поселения Старая Суклея, сожжённого турками в 1787 году. В 1929-1940 гг., до вхождения территории современной Республики Молдова в состав СССР, был столицей Молдавской АССР в составе Советской Украины.
В городе сосредоточены основные органы власти Приднестровья. Кроме того, в Тирасполь свозят продукцию из всех районов Приднестровья, так что, если вам требуется какой-нибудь эксклюзив, искать его имеет смысл в первую очередь в столице. В остальном это обычный провинциальный городок, очень зелёный. Тирасполь буквально утопает в зелени, но при этом не производит впечатления запущенности и неопрятности.
Ночлег в принципе возможен в общежитиях Приднестровского государственного университета (ул. 25 Октября) или в церквях. Гостиницы тоже есть, самая известная называется "Аист" (на центральной площади города, на берегу Днестра). Можно снять квартиру. Для этого проще всего купить газету объявлений «Маклер». Суточная аренда однокомнатной квартиры 10 долларов.
Регистрация. Если вы заранее знаете место ночёвки, то регистрироваться нужно при въезде в ПМР. Если не знаете, то при въезде вам бесплатно выдадут талон с указанием времени пересечения границы. С этим талоном, паспортом и 5 рублями нужно в течение суток в любое время обратиться в милицию на ул. Р. Люксембург. Это в сотне метрах на север от почтамта.
Связь. Почтамт на ул. Ленина, 17, на пересечении с ул. 25 Октября – главной в городе. Все письма за рубеж оплачивают марками Молдовы (1.5 молдавских лея~$0.13) и отправляют не напрямую, а через Кишинёв. До Москвы послания идут около двух недель.
Центральный переговорный пункт располагается по адресу ул. Карла Маркса, 149 на пересечении с той же ул. Ленина, он предлагает весь спектр услуг электронной связи. Авансовая система, набирать номер надо самостоятельно.
В городе имеются многочисленные интернет-кафе.
Местная мобильная связь имеет стандарт CDMA.
Вокзалы. Местный транспорт. Если двигаться далее из центра (от почтамта) по ул. Ленина, она приведёт вас к ж.д. вокзалу и совмещённой с ним большой автостанции. Помимо касс, залов ожидания и прочей вокзальной атрибутики там имеется два обменника, но курс там чуть хуже, чем в центре.
По состоянию на 2007 год через Приднестровье ходят пассажирские поезда только российского формирования: ежедневный 65/66 Москва-Кишинёв и летний еженедельный Саратов-Варна. Железнодорожные билеты на станции Тирасполь продаются российские с указанием цены в российских рублях, но оплачивать их нужно местной валютой.
О том, что идущим через приднестровскую столицу автобусам несть числа, скажет "Орарул чиркулацией аутобуселор де ла аутогара дин орашул Тираспол", или, говоря по-русски, расписание движения автобусов по Тираспольской автостанции. Основные направления – 1) одесское (юго-запад), 2) кишинёвское (северо-восток), 3) каушанское (юг, Молдавия и Измаил) и 4) дубоссарское (северные районы Приднестровья, Киев и Москва).
Вот выдержки из расписания по этим четырём направлениям:
Одесса – 6:30, 8:05, 8:40, 8:45, 9:50, 10:20,11:10, 13:20, 15:05, 15:50, 16:45, 18:25, 18:45, 20:10.
Киев (из: Бендеры, через Дубоссары, Рыбницу, Каменку) – 16:45. Краснодар (из: Кишинёв по сб) – 16:25.
Кривой Рог – 8:15. Николаев – 12:40. Ростов-на-Дону(пн,ср,пт) – 15:30. [Херсон – отменён]
Кишинёв – 40 прямых автобусов+маршрутки от 5:50 до 22:00. Атаки (через Кишинёв, Бельцы, Сороку) – 9:40. Бельцы (второй по величине молдавский город) – 6:10, 10:10, 13:25, 14:25, 15:35. Бричаны (крайний северо-восток страны, на границе с Черновицкой обл. Украины) – 12:35. Оргеев – 17:25. Унгены (граница с Румынией) – 14:40.
Бессарабка – 14:00. Вулканешты – 5:30. Измаил (Одесская обл. Украины) – 7:40, 15:10. Кагул – 6:30. Комрат (центр Гагаузской автономии) – 15:00. Копчак – 5:50. Чадыр-Лунга – 12:00, 16:00.
Дубоссары – 8 прямых автобусов с 8:15 до 17:00. Каменка (через Григориополь, Дубоссары и Рыбницу) – 7:45, 9:00, 13:00, 15:15. Резина (через Дубоссары и Рыбницу) – 12:10. Рыбница (через Григориополь, Дубоссары) – 6:45, 11:05, 12:00, 16:20, 19:20. Кроме указанных существуют и дальнобойные автобусы Тирасполь – Москва (8:30) и Тирасполь – Берлин (12:00, по чт).
Другая, маленькая автостанция прячется на окраине Центрального рынка (нужно чуть отойти в сторону Дома правительства). Рейсы в Бендеры и сёла Григориопольского и Слободзейского районов.
Ещё существует Пригородная автостанция. Расположена она за парком «Победа». От неё, в частности, с 6 до 16 часов можно быстро уехать на маршрутке к украинской границе (Первомайск).
Карта троллейбусных маршрутов города: http://tiraspol-city.by.ru/trolleybus.html
Недалеко от гостиницы «Аист» функционирует паром через Днестр. В тёплые выходные дни возможны теплоходные прогулки по Днестру.
Достопримечательности:
дом правительства и президента ПМР. Представьте себе горкомовское здание, над которым реет флаг почившей в бозе Советской Молдавии, а спиной к фасаду стоит нетронутая временем и подъёмным краном статуя Ленина из розового гранита. Представили? Это и будет дом правительства ПМР с прилегающей площадью. Процветают и доски почёта у входа на предприятия, и плакаты в стиле советского агитпропа вроде "N лет ПМР".
мемориал славы с танком-памятником между Домом правительства и Днестром. На мемориальном поле похоронены освободители Молдавии, павшие в 1944-м, и защитники Приднестровья от войск Молдовы, погибшие в 1991-92-м. На этой же площадке – памятник землякам-"афганцам".
музеи (напротив Дома правительства): исторический отдел Тираспольского городского с экспозицией о современной истории Приднестровья (ул. 25 Октября, 46) и академика-химика Н.Д. Зелинского (25 Октября, 44). Работают ежедневно с 10 до 17, билеты 1 руб. ($0.12), экскурсия 4 руб.
конный памятник Суворову (1979) на площади имени единственного в русской армии Генералиссимуса. Неофициальный символ Приднестровья; его изображение красовалось на нашивках национальной гвардии и на рублях-купонах образца 1993 г.
белый собор Рождества Христова с пятью золочёными главами, построенный около Центрального рынка к 2000-летию христианства.
покинутые казармы в военном городке бывшей 14-й армии России недалеко от гарнизонного Дома офицеров, где консульство РФ. С тех пор как армию преобразовали в Оперативную группу российских войск (ОГРВ) в Приднестровье и вывели основную часть техники и личного состава, многие казармы стоят пустыми и смотрят на прилегающую улицу Либкнехта пустыми окнами. Примета времени...
лучший в Приднестровье винно-коньячный завод "KVINT", здание из тонированного стекла и бетона на Ленина, 38.
спорткомплекс "Шериф" (2000-2003, тролл. или маршр. 2 из центра в район Западный). Территория комплекса занимает более 40 га. Помимо главной арены в его состав входят Малая арена, восемь тренировочных полей, крытый футбольный манеж, жилой комплекс для футболистов тираспольского клуба "Шериф", пятизвёздочная гостиница и детский футбольный колледж. Специалисты УЕФА признали стадион "Шерифа" единственной спортивной ареной в Молдавии, на которой можно проводить международные матчи.
драмтеатр находится в самом конце ул. 25 октября. В этом здании была провозглашена независимость республики. Здание недавно прошло капремонт, спектакли весьма добротны, а билеты очень дёшевы.
дендропарк располагает лучшей коллекцией растений в бывшей МССР, находится в двух остановках за драмтеатром.
Окрестности. В Бендеры – второй по величине город Приднестровья – можно поехать... на троллейбусе! Культовый "тролик" под номером 19 отправляется от тираспольского Центрального рынка на ул. Маркса. Из Бендер легко выбраться на Кишинёв и дальше на запад и иные стороны света.
Из ближайших окрестностей Тирасполя заслуживает пристального внимания село Кицканы в 10 км к югу (добираться автобусами и маршрутками с правобережной части моста через Днестр в Тирасполе, рядом с Мемориалом славы; билет – $0.22). Главная достопримечательность Кицкан – Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь Русской православной церкви (осн. в 1860-е гг.), очень красивый и ухоженный. Братия в основном из Молдавии, настоятель – отец Паисий – учился в Сергиевом Посаде; паломники могут быть и из краёв более отдалённых. Кроме храмов и братских келий в обители есть две бесплатные гостиницы для паломников, церковный (не государственный) музей, библиотека, типография, фруктовый сад, иконописная мастерская, небольшой автопарк и высоченная колокольня с часами. С неё как на ладони видно всё село, пол-Тирасполя, Кицканский лес и болгарское село Парканы под Бендерами. На верхний ярус благословляют залезать всех желающих включая фотографов-маньяков вроде автора этих строк. Если спуститься вниз до указателя "Бендеры – Копанка" и пройти всю ул. Зелинского, через 1,5 км доберётесь до "Кицканского плацдарма" – стамескообразного памятника солдатам Великой Отечественной войны. В селе также есть поликлиника, почта (очень убогая, без телефона, телеграфа и Инета), магазины типа "сельпо" и ресторанчик "Стругураш" (интерьер и меню не разведаны).
От монастыря отходит улица Ленина, которая ведёт в Бендеры (16 км), движение довольно слабое.


Категория: Разные новости сети интернет. | Просмотров: 4192 | Добавил: parcanec | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
1  
да........почта у нас реально убогая!!!! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Чтобы добавить сообщение, необходимо авторизоваться.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© 2013 | | Карта сайта
Перевести: