Главная » 2011»Ноябрь»5 » И СКВОЗЬ ГОДА НА НАС ОНИ ГЛЯДЯТ ВОСКРЕШЕНИЕ ИСТОРИИ
21:09
И СКВОЗЬ ГОДА НА НАС ОНИ ГЛЯДЯТ ВОСКРЕШЕНИЕ ИСТОРИИ
И СКВОЗЬ ГОДА НА НАС ОНИ ГЛЯДЯТ ВОСКРЕШЕНИЕ ИСТОРИИ
Уважаемые приднестровцы, жители с. Парканы! Эти фотографии подпольщиков с. Парканы вы видите впервые за 65 лет. На их поиск ушло почти полгода работы. Закончив в 1951 г. 10 классов и возвратившись после службы в родное село, я не знал всех подпольщиков по фамилии. Знал, что пять из них были расстреляны при отступлении оккупантов с приднестровской земли. Но то, что их было 10 человек, я узнал только в прошлом году. Это члены подпольной комсомольской организации села, действовавшей в период с конца 1942 г. по март 1944 г. В начале 1944 г. подпольная комсомольская организация была преобразована в подпольную партизанскую группу, входившую в партизанский отряд им. Г.И. Котовского.
Первоначально в партизанскую комсомольскую организацию вошли единомышленники, противники немецко-румынских оккупантов и режима, который был установлен ими на захваченной территории.
7 августа 1941 г. немецко-румынские передовые части вошли в наше село. А через некоторое время на всех улицах села были расклеены листы с приказом оккупационных властей.
Пункты приказа гласили:
1. Все жители обязаны повиноваться румынской армии.
2. Всякий, кто попытается совершить покушение на солдата или румынского подданного или немецкого солдата, будет расстрелян на месте.
3. Все жители должны сдать оружие в течение 24 часов. Кто не сдаст оружие в течение 24 часов со времени вывешивания приказа, будет расстрелян.
4. Кто попытается совершить террористические действия или мятеж, будет казнен на месте.
В приказе ставки верховного командования румынских войск №4319/13 от 4 сентября 1941 г., направленном соединениям и частям, предписывалось: "Гражданских лиц, выступивших против армии и пойманных к востоку от Днестра с оружием в руках, следует считать партизанами и как таковых казнить на месте". Пункты других приказов гласили: "За хранение оружия – смерть", "За укрывательство пленных, раненых, коммунистов, евреев – смерть". Людям запрещалось собираться группами, выезжать из населенного пункта без соответствующего разрешения. Вся советская литература, радиоприемники, радиопередатчики, патефоны и граммофонные пластинки подлежали конфискации. Под предлогом борьбы с партизанами и подпольщиками фашистские солдаты творили бесчинства по любому доносу или подозрению, расправлялись без суда и следствия с местными жителями, стремясь запугать людей, сломить их волю к борьбе, пытаясь превратить их в послушных рабов.
Многочисленные приказы оповещали жителей городов и сел об обязанностях и запретах, неисполнение которых влекло за собой смертную казнь, заточение в тюрьму или трудовой лагерь.
Правители военно-фашистской Румынии не теряли надежды со временем аннексировать советскую территорию между Днестром и Бугом, поэтому режим кровавого террора был не только средством устрашения советских людей и подавления их к сопротивлению, но являлся неотъемлемой частью осуществления планов румынизации и колонизации этой территории, вынашиваемых правящей кликой. По ее замыслам, территория между Днестром и Бугом должна была стать колонией королевской Румынии. Вот в такой непростой обстановке группой молодых людей – комсомольцев села на состоявшемся совещании было принято решение не страшась смерти вести борьбу с оккупантами, распространять людям правду о положении на фронтах войны. Руководителем группы был назначен Г.А. Вербанов. До войны работал в с. Плоском преподавателем истории. Был избран секретарем комсомольской организации. С началом войны вернулся в родное село к родителям, но регистрироваться не стал.
Начальником штаба был назначен В.К. Пельтек, коммунист. До войны работал в Одесском порту вместе с женой – комсомолкой Лизой. После захвата Одессы румынами в начале 1942 г. приехал в село к младшему брату, занялся портняжным ремеслом, что освобождало его от принудительных работ. Филипп Ангелов и Иван Степанов были местными учителями.
В сентябре-декабре 1943 г. членами подпольной организации стали молодые учителя И.П. Чмиль, Ф.Я. Вербанов (двоюродный брат Г.А. Вербанова), Г.Д. Узун, В.Г. Обручков и комсомолец С.К. Римский.
Парканские подпольщики начали свою деятельность с агитационной пропагандистской работы среди населения. Необходимость в этом диктовала сама обстановка. Фашистская пропаганда обрушила на советских людей огромный поток всякой лжи. Оккупанты ставили цель не только физически сломить их, но и идейно разоружить и тем самым сломить волю к сопротивлению. В широких масштабах велась антисоветская пропаганда о непобедимости гитлеровской армии и скором полном разгроме Красной Армии. В этих условиях подпольщики и ставили цель поднять моральный дух населения, противопоставить фашистской лжи слова правды, информировать население о положении на фронтах и в тылу. Члены подпольной организации с. Парканы настойчиво искали связь с другими подпольными группами, действовавшими в г. Тирасполе и других населенных пунктах. Такая связь была установлена через Григория Вербанова с патриотической группой села Великоплоское, где он работал до войны учителем. Г.А. Вербанов неоднократно встречался с братьями Петром и Сергеем Калесниковыми и другими украинскими подпольщиками. В с. Парканы, в качестве связных, приходили его ученики Александр Хромов, Михаил Мельниченко, Зина (Колесниченкова) и др. Затем был налажен контакт с одной из тираспольских подпольных организаций, руководимой П.Е. Кустовым, в состав которой входила комсомольско-молодежная группа Зины Чебан. Парканские патриоты собирали ценные сведения о дислокации вражеских частей, о передвижении врага по железной и шоссейным дорогам. В архивных материалах отмечается, что Иван Степанов (который жил у железной дороги) "передавал, какое количество эшелонов направлялось на фронт и с фронта, какой груз следовал по железной дороге". Как вспоминает Г.Е. Голушко (помощник командира отряда имени Г.И. Котовского по разведке), Зина Чебан доставляла разведданные из Паркан в Тирасполь, которые затем переправлялись в штаб партизанского отряда и далее, в штабы наступающей Красной Армии. Отмечая активную разведывательную работу парканской партизанской группы, бывший начальник штаба отряда имени Г.И. Котовского Н. Должиков в своих воспоминаниях писал, что "парканские патриоты добывали ценные разведданные о группировке войск противника, о переброске живой силы по железной дороге, и вообще, группа с поставленной перед ней задачей справилась отлично".
Важное место в работе отводилось распространению листовок в селе и в г. Тирасполе. Информацию брали из газеты "Правда", получаемой от тираспольских подпольщиков, которую доставляли Ангелов и Степанов. Изобретательность и выдумку использовала Лиза Пельтек при распространении листовок. Она на рынке в г. Тирасполе продавала крахмал, а кульки делала из листовок. Многие тираспольчане в следующий раз приходили и благодарили ее за "крахмал". Ведя поиски парканских подпольщиков, мне довелось встретиться с ученицей И.И. Степанова Еленой Григорьевной Степановой, которая в беседе рассказала, что хорошо помнит своего учителя по школе, он был у них до войны пионервожатым. Во время войны они жили на квартире, их дом был передан прежнему хозяину. И.И. Степанов часто заходил к ним. Когда он приходил, собирались соседи. Мать закрывала окна старыми одеялами. И.И. Степанов садился поближе к лампе, вынимал из фуфайки газету и начинал читать. После прочтения вели беседу, а затем по одному расходились. Во время чтения они с сестрой лежали на лежанке и тоже слушали. После одной читки она запомнила, как ее отец спросил И.И. Степанова: "А наши точно вернутся?". Он ответил: "Вот увидите, наши обязательно вернутся". Где-то летом 1942 г. я впервые от своего отца в разговоре с соседями услышал слово "Сталинград", "Сталинградский котел". Говорил, что "скоро начнут драпать оккупанты".
Вспоминая о своем однокашнике – подпольщике Иване Степанове, учитель с. Парканы Ф.И. Николаев писал: "Мы случайно встретились в центре села, и он спрашивает меня: "Федя, ты в курсе событий на фронтах войны?". Говорю: "Нет". И он начал рассказывать мне подробно о разгроме немцев под Сталинградом. Сколько разбито дивизий, сколько взято в плен, о положении на других фронтах. Он нарисовал мне картину так, что очень скоро нашей армией будет освобождена и наша республика. Я остался доволен полученной информацией. С этими новостями ознакомились и другие односельчане. Важное значение придавали подпольщики оказанию помощи советским военнопленным, которые находились в нечеловеческих условиях, под открытым небом. Патриоты делали все возможное, чтобы спасти бойцов и командиров Красной Армии. Многие десятки советских военнопленных находили убежище в семьях жителей с. Парканы, которых переодевали, снабжали документами и переправляли в каменоломни с. Бычок, а оттуда в партизанские отряды. Пользуясь знанием молдавского языка, моя мать упрашивала румынских охранников за небольшое денежное вознаграждение отпускать на ночлег знакомых военнопленных из сел Розаловки и Андрияшевки, откуда родом мой отец. Переодевали, снабжали документами, и отец степными дорогами перевозил их в эти села.
В своих воспоминаниях подпольщик В.Г. Обручков писал: "Если судить о количестве граждан села, принимавших участие в оказании помощи пленным, то только количество бежавших пленных из лагерей села исчислялось сотнями человек". В конце 1943 г. с приближением Красной Армии к Днестру активизировались партизанские отряды. Одним из объектов повышенного внимания партизан и подпольщиков стал Бендерский мост через Днестр. 13-14 сентября советская авиация подвергла его ночной бомбардировке. Румынское командование было обеспокоено тем, что во время налета со стороны Паркан было запущено несколько красных ракет, подававших световые сигналы советским самолетам.
Подпольщики собирали оружие, боеприпасы, готовились к активным боевым действиям. Из с. Великоплоское парканским партизанам было передано 4 винтовки и 1 немецкий автомат. Парканским партизанам было поручено изучить возможные подходы к железно-дородному мосту с целью установки взрывчатки и подрыва моста. В своих воспоминаниях подпольщик Ф.Я. Вербанов писал: "Из города нам сообщили, что как только мы подготовимся, т.е. сделаем детальную разведку возможного места подхода к мосту, нам дадут не только взрывчатые вещества, но и специально подготовленных людей". В конце февраля 1944 г. нам удалось пробраться к мосту с юго-восточной стороны и установить место, где можно заложить взрывчатые материалы. Мы сообщили об этом в штаб отряда им. Г.И. Котовского. Нам сообщили, что взрывчатых материалов пока нет, нужно подождать". Однако осуществить этот замысел, а также план перехода к вооруженным боевым действиям совместно с отрядом им. Г.И. Котовского не удалось. Вероятно, с первых дней сигуранце было известно о каждом шаге организации. В начале марта были проведены аресты подпольщиков в г. Тирасполе. 17 марта был арестован Г.А. Вербанов. 20 марта были арестованы В.К. Пельтек и его жена Е.А. Пельтек, И.И. Степанов и Ф.А. Ангелов. 31 марта 1944 г. после проведенных изуверских пыток были расстреляны вместе с другими подпольщиками.
Удивительную стойкость и мужество проявила в застенках сигуранцы бесстрашная комсомолка Лиза Пельтек. Ее мужеством восхищались заключенные. От постоянных побоев на допросах и пытках с применением электрического тока Лиза лишилась зрения, но, несмотря на это, сохранила стойкость духа, верность своим товарищам по борьбе.
В своей записке жена Ф.А. Ангелова Прасковья Трофимовна пишет: "За несколько дней до казни им разрешили свидание. Муж сообщил ей, что "через неделю придут наши, а их не будет в живых".
12 апреля 1944 г. с. Парканы было освобождено от немецко-румынских оккупантов. 13 и 14 апреля более 900 человек пополнили поредевшие подразделения Красной Армии. В такой активный порыв односельчан участвовать в борьбе с оккупантами есть весомый вклад проведенной работы парканских подпольщиков.
Чудом уцелевшие остальные пять подпольщиков приняли вместе с односельчанами боевое крещение на Варницком и Кицканском плацдармах, внесли свой и за своих товарищей по подпольной работе вклад в общую борьбу с немецко-румынскими захватчиками. Это подпольщики Г.Д. Узун, Ф.Я. Вербанов, С.К. Римский, И.П. Чмиль, В.Г. Обручков.
Проводя работу по реконструкции памятника Воинской Славы в с. Парканы, мечта подпольщика, моего послевоенного учителя и военрука школы, будет выполнена. Он хотел, чтобы рядом с фамилиями воинов, освобождавших село и участвовавших в боях на Варницком плацдарме при освобождении г. Бендеры, значились фамилии его товарищей по подпольной работе в родном селе.
А статью хочется закончить словами Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Так было, так есть, так будет.
М. КИРИЧЕНКО,
председатель оргкомитета по реконструкции
памятника Воинской Славы в с. Парканы,
полковник в отставке.
PS. Повторяя подвиги своих отцов, совершенные в годы Великой Отечественной войны, более 900 парканцев влились в батальон народного ополчения в 1992 году, встав на защиту своей молодой республики от националистов Молдовы, с достоинством и честью выполнили свой воинский долг. Более 150 ополченцев награждены медалью «Защитнику Приднестровья», свыше 300 удостоены знака «За оборону Приднестровья».