Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье) - государство, расположенное в юго-восточной части Европы. Граничит с запада с Республикой Молдова по реке Днестр (411 км.), на юго-востоке с Украиной по суше (405 км.). Прямого выхода к морю не имеет. Общая площадь - 4163 кв. км (10% от территории МССР)
Протяженность границ - 816 км. Население - 555,347 тыс. челoвeк (из которых Молдаван 31,9%, Русских - 30,4%, Украинцев - 28,8%). Официальный язык - три официальных языка: Молдавский, Русский, Украинский. Денежная единица - Приднестровский рубль, 1 рубль = 100 копейкам. Столица - город Тирасполь (159,163 тыс. челoвeк). Вероисповедание - большинство населения исповедует Христианство (Православие) (90%).
Исторические основы государственности Приднестровья
Исторически Приднестровье не имело отношения к молдавской государственности, не входило в состав Молдавского княжества, Бессарабской губернии. До 1924 года территория Приднестровья находилась в составе Российской империи, южнорусских губерний и Украины. В 1924 году руководство СССР, не признававшее законности аннексии Бессарабии Румынией, приняло политическое решение об образовании на территории Приднестровья и сопредельных районов Украины Молдавской Автономной ССР (МАССР) в составе Украины со столицей в г. Тирасполь (с 1929 года). В 1940 году, по итогам Пакта Молотова – Риббентропа территория Бессарабии (современная Молдова) была присоединена к МАССР. В результате из части районов бывшей МАССР и Бессарабии была образована общая Молдавская ССР (МССР).
При этом были допущены многочисленные нарушения общесоюзного и украинского законодательства: по Конституции СССР территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия, которое не было выражено и закреплено.
В составе МССР автономный статус Приднестровья был ликвидирован.
Восстановление государственности Приднестровья
МССР являлась многонациональной республикой, однако в 1989 году Верховным Советом Молдавии принимаются дискриминационные законы о языках (игнорируются интересы национальных меньшинств, практикуются увольнения по языковому и национальному признакам и т.д.).
С конца 1980 - начала 1990-х годов населению внушается мысль об этнокультурной идентичности молдавского и румынского этносов.
Если при существовании Советского Союза политические и этнокультурные противоречия находились в латентной фазе и сдерживались вмешательством Центра, то с ослаблением центральной власти и ее последующей полной ликвидацией они приобрели открытые формы.
Нежелание националистических властей Кишинева учитывать законные интересы жителей Приднестровья и искать компромиссные решения возникших проблем привели к необходимости поиска оптимальных форм правовой защиты интересов народа Приднестровья.
В течение 1989-1991 годов приднестровской стороной предлагались такие формы сосуществования в общем с Молдовой государстве, как свободная экономическая зона, автономия, федерация.
Однако все предложения Приднестровья были отвергнуты, руководством Молдовы был взят курс на силовое давление. В этих условиях Приднестровье на основании всенародного референдума было вынуждено провозгласить образование собственного независимого государства.
Одной из правовых основ провозглашения независимости Приднестровья стало признание Съездом народных депутатов Советского Союза, а затем и Парламентом Молдовы в июне 1990 года недействительными и не имеющими юридических последствий Пакт «Молотова-Риббентропа» и Акт Верховного Совета СССР о создании МССР в 1940 году.
Вследствие этого де-юре была восстановлена ситуация, существовавшая до образования Молдавской ССР. Тем самым возникло двойное правопреемство в отношении бывшей МССР – Республики Молдова (бывшей Бессарабии) и Приднестровской Молдавской Республики (как прямого наследника Молдавской Автономной ССР). Появились юридические предпосылки восстановления государственности на территории бывшей МАССР.
Окончательный разрыв между Молдовой и Приднестровьем произошел в 1992 году после вооруженной агрессии Республики Молдова против Приднестровской Молдавской Республики, унесшей только с приднестровской стороны более восьмиста жизней.
Восстановление приднестровской государственности стало основной гарантией безопасности для жителей республики, залогом реализации их прав и свобод.
Государственная система и административно-территориальное устройство ПМР
Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье) - независимое суверенное государство.
Начало формированию приднестровского государства и системы органов государственной власти было положено на всенародных референдумах, проведенных на всей территории Приднестровья, а также на съездах народных депутатов всех уровней.
Приднестровская Молдавская Республика провозглашена 2 сентября 1990 года на Втором съезде народных депутатов всех уровней. Это официальная дата восстановления государственности на территории Приднестровья (2 сентября отмечается государственный праздник ПМР - День Республики).
Первая Конституция независимого Приднестровья была принята 1 сентября 1991 года. На ее основе был образован Верховный Совет, проведены первые всенародные выборы Президента в 1991 году на альтернативной основе, сформированы высшие органы судебной власти и правоохранительная система.
24 декабря 1995 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция Приднестровья, провозгласившая ПМР демократическим, правовым, суверенным государством, с парламентско-президентской формой правления. Права человека были объявлены приоритетом для государства.
Глава государства - Президент. Ныне действующий глава Приднестровской Молдавской Республики - Игорь Николаевич Смирнов. Президент избирается сроком на 5 лет, является главой государства и исполнительной власти, формирует Кабинет Министров, осуществляет руководство и координацию деятельности всех структур государственной власти, представляет республику в международных отношениях, является Главнокомандующим Вооруженными Силами.
Высший законодательный и представительный орган - Верховный Совет, возглавляемый Председателем Верховного Совета и избираемый сроком на 5 лет.
В административном отношении Приднестровье состоит из 7 административно-территориальных единиц:
1. г. Тирасполь (население - 159,163 тыс.);
2. г. Бендеры (население - 105 тыс.);
3. г. Рыбница и Рыбницкий район (население - 82,699 тыс.);
4. г. Дубоссары и Дубоссарский район (население - 37,449 тыс.);
5. г. Слободзея и Слободзейский район (население - 95,742 тыс.);
6. г. Григориополь и Григориопольский район (население - 48 тыс.);
7. г. Каменка и Каменский район (население - 27,284 тыс.).
В Приднестровье сформированы и полноценно функционируют все органы государственной власти, включая законодательную (Верховный Совет и местные советы), исполнительную (Кабинет Министров, включающий 13 министерств, таможенный комитет, бюджетную и налоговую службу), судебную (Конституционный, Верховный, Арбитражный (хозяйственный), суды, городские и районные суды), а также Прокуратуру как независимый надзорный орган и Счетную палату.
Приднестровское государство имеет собственную Конституцию, контролируемую территорию, законодательство, рыночную экономику, развитую финансовую и налоговую системы, современную коммуникационную инфраструктуру, армию, милицию, службу безопасности, государственный флаг, герб и гимн.
17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся всенародный референдум об определении стратегического курса республики. За независимость ПМР с последующим свободным присоединением к России высказались 97,1% избирателей. Против - 2,3%. По вопросу о возможном отказе от независимости Приднестровья с последующим вхождением в состав Молдовы «против» высказались 94,6%, «за» - 3,4%. В голосовании приняло 78,6% граждан от общего числа избирателей.
|