[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум с.Парканы » Форум сайта Парканы. » Все о Приднестровье. » Поездка в Приднестровье Мини-путеводитель, что посмотреть и (Поездка в Приднестровье Мини-путеводитель, что посмотреть и)
Поездка в Приднестровье Мини-путеводитель, что посмотреть и
parcanecДата: Пятница, 09.09.2011, 19:27 | Сообщение # 1
Поездка в Приднестровье Мини-путеводитель, что посмотреть и куда пойти


Андрей Сапунов


Путешествие в Приднестровкую Молдавскую республику (ПМР)

В начале января мне удалось на несколько дней вырваться из Киева – хотелось поехать за границу. Какая граница самая близкая, но только чтобы действительно заграница была? Ну если не считать белорусского Гомеля, куда не очень-то и хотелось, то тогда ПМР – Приднестровская Молдавская республика.

Въезд в ПМР. Формальности. О любимой регистрации

Добрался на поезде до Одессы, и наутро поехал в ПМР. Один интересный момент – что информатизация здесь достигла таких высот, что даже и не снились не только странам СНГ, но даже и странам Евросоюза. В компьютерах пограничников забита паспортная база всех (!) жителей республики и они по ней реально проверяют адреса, которые вы указываете в миграционной карте. Я указал адрес в Тирасполе человека, к которому ехал вписываться, но оказалось что хоть он там живет, но не прописан. У меня пограничники спрашивают – «К кому едете?». Называю фамилию. А они мне: «А по этому адресу проживают другие люди». Вот так! В конце концов меня пустили, но факт остается фактом – при въезде даже в весьма развитую страну Западной Европы у пограничников пока нет базы данных по всем жителям, и проверить подлинность приглашения, присланного на визу, они на месте не могут. А в Приднестровье вполне. Страна хайтека, однако!

Радостные вести о пересечении границы с ПМР – это главное, чем хочу поделиться. Значит так, скажу вначале в чем была сложность посещения этой страны. До самого недавнего времени – до 2008 года нужно было:
1. Если едешь транзитом через ПМР из Одессы в Кишинев скажем – заплатить транзитный сбор около полудоллара, за сам факт транзита. От сбора освобождались только граждане Украины.
2. Если ехал не транзитом, а чтобы погулять там – нужно было в суточный срок зарегистрироваться в милиции. Причем в отличии от других постсоветских стран, даже если там остановиться в отеле, то отель сам не регистрировал, и нужно было идти в милицию самому. Плата за регистрацию была небольшой, но была, и кроме того, сама постановка на учет – штука гемморойная. Особенно если не иметь желания спать в отеле.

Что улучшилось сейчас? А считайте что всё! В 2008 году отменили плату за транзит - теперь проезжать через ПМР можно совершенно спокойно и бесплатно. Также в 2008 ввели наконец-то регистрацию на границе – то есть по факту ее отменили вообще. При въезде указываете адрес гостиницы, где, мол, собираетесь останавливаться, или адрес человека, у которого хотите жить, и всё. Регистрация осуществлена! Ни в какую милицию идти не надо. Освободили от регистрации дружественные страны (СНГ), а буржуи по прежнему должны идти в милицию. Ну ничего, пускай побегают!

Единственной загвоздкой оставалось, что эта регистрация на границе была платной, хоть и не дорогой (2 доллара). И вот, запомните эту дату - 24 ноября 2010 года. Это – КРАСНАЯ ДАТА КАЛЕНДАРЯ! Именно в этот день ПМР отменило плату за регистрацию, таким образом въезд стал в республику фактически без-регистрационный и бесплатный, как для полноценного посещения, так и для транзита! Ура, товарищи! Это праздник!

Гулять, к слову, с регистрацией на границе можно по ПМР 45 суток – более, чем достаточно.

Вообще, если брать визовую ситуацию для Украины – то она с самого образования страны в 1991 беспрерывно ухудшалась. Ведь в 90-е годы была безвизовой вся Восточная Европа, визы потихоньку туда вводились, усложнялись – сначала они были простыми в получении, часто бесплатными, потом начали требовать кучу бумажек, визы стали платными. Когда-то без визы можно было проехать через США (аэропорт) – лишили и такой возможности. По СНГ можно было ездить с внутренним паспортом – я лично в 2001 проделывал такое с Казахстаном, въехав туда с красным паспортом с нарисованным серпом и молотом. Забрали, гады, и такую возможность – въезд в СНГ сделали только по заграну (кроме Белоруссии и РФ). Ввела визы Туркмения.

В общем всё ухудшалось и ухудшалось, и шло так до 2008 года. Пиком падения, низовой точкой, стало вступление в декабре 2007 Восточной Европы в Шенген - жесткие визовые требования вообще отрезали Украину от Европы. И уже тогда мне думалось: ну когда-нибудь должен же этот процесс пойти обратно. И вот, наконец, пошел! Переломным по улучшению ситуации стал 2010 год.

Итак, что улучшилось за последнее время по сравнению с низшей точкой падения в 2008:
1. ПМР отменила регистрацию и плату за нее. Спасибо президенту Игорю Смирнову!

2. Белоруссия отменила регистрацию для украинцев (с 2010). Благодарим тебя, Батька! Таким образом аж две страны, с которыми граничит Украина, отменили регистрации и въезд стал свободнее.

3. Россия с 1 января 2011 года отменила плату за регистрацию – теперь это можно сделать бесплатно, и на почте – без всяких милиций. Осталось только найти россиянина, который бы согласился меня зарегистрировать – пока что-то все молчат, никто не хочет. А жаль...

Осталось теперь дождаться, когда же наконец отменит эту регистрацию Россия насовсем. Уже почти как год новый президент, вроде все речи произносятся от дружбе украинско-российской, а все никак не отменяют регистрацию, и разговоров пока не видно об этом. Пора уже, пора. Путин, Медведев – ждём!!! Россия – вперёд!!!

4. Казахстан отменил регистрацию для украинцев. Спасибо Януковичу и его визиту весеннему (2010 г.) в Астану. А также Нурсултану Абишовичу.

5. Азербайджан отменил регистрацию – для всех вообще. Спасибо, Ильхам Гейдарович, обязательно к вам приедем!

Учитывая, что в 2005 году регистрацию для украинцев и всего СНГ отменила также Киргизия, а в 2006 году Молдавия (для всех вообще), то можно сказать что процесс этот в бывшем СССР постепенно нормализуется, и того регистрационного беспредела, который так третировал нас еще недавно, а менты пасли приезжих, становится меньше. А ведь в Кишиневе в свое время я 4 часа (!) общался с милицией в ночном парке насчет отсутствия регистрации! 4 часа! Эх, были времена...

Еще для Украины улучшилась визовая ситуация: въезд без визы стал возможен в Никарагуа, Сальвадор, Гватемалу, Гондурас, Мексику, Парагвай, Израиль и Гонконг. Не так уж и плохо, учитывая что еще недавно об этом и мечтать не приходилось – ведь всё только ухудшалось и ухудшалось с каждым годом.

Ну, если посмотреть наоборот, то сама Украина уже улучшить ничего сильно не могла – и так сюда могут без визы ездить и всё СНГ, и вся Европа. И регистрацию на Украине отменили еще в 2000-м – первой среди всего СНГ. Однако небольшое дополнительное облегчение все таки последовало от Януковича в 2010-м – отменили обязательность заполнения миграционных карт. Теперь иностранцам только штампик в паспорт – и всё, вперед!

Анклав

Теперь по ПМР. Самое интересное, что есть в ПМР и что обязательно нужно посмотреть – это варницкий анклав. История такова. Когда 20 лет назад шла война между Приднестровьем и Молдавией в городе Бендеры, то в целом город Бендеры остался на территории Приднестровья, однако внутри него, в середине как бы, получился островок - поселок Варница, со всех сторон окруженный ПМР. Вообще говоря, обожаю всякие геополитические приколы, это гораздо для меня интереснее, чем смотреть на картах старых в музеях давно исчезнувшие границы мертвых государств. Что толку от мертвого? А ведь тут – история, которая является реальностью, можно пойти и пощупать её, посмотреть воочию.

Такие островки – анклавы в Европе не очень-то распространены. Они существуют, кажется, кроме ПМР только еще в Косово, где внутри албанского нового государства остались кусочки Сербии. Много таких островков в Израиле – туда еще обязательно доберемся, там израильские населенные пункты чередуются с арабскими, а в городе Хеврон есть даже улицы раздельного проживания, между улицами этими – колючка.

Но самый близкий к нам, безвизовый и легкодоступный такой анклав лежит в ПМР, так что все туда, кто еще не был!

Идти следует из центра Бендер к молдавской Варнице по улице Энгельса. Сначала идут многоэтажки, потом частный сектор, и вот... прямо на улице стоит граница, будочки пограничников и миграционный контроль. Любопытно, что на фонарных столбах по дороге туда висят предвыборные плакаты сразу обоих стран (по совпадению в Молдавии и ПМР недавно были выборы) – на одном столбе рекламы партий и депутатов двух государств – вот это сверх-демократия, вот это прикол. Такого еще не доводилось видеть нигде.

На таможне сначала пускать не хотят. Пограничники, разглядывая мой паспорт, говорят, что этот погранпереход вроде как имеет межгосударственный статус, а не международный (то есть он предназначен вроде как только для жителей Молдовы и ПМР). Однако ввиду того, что граница не очень строгая, то удалось уговорить их, и таки меня пропустили. По ходу сдал миграционную карту, полученную при въезде с Украины, и оказался в Молдавии. С молдавской стороны будок контроля нет – ведь по молдавской версии истории Приднестровья как бы нет, и границы следовательно нет. Единственный атрибут границы – машина с ментами с молдавскими номерами. Но визуально никого не проверяют, вероятно смотрят они очень выборочно.

И вот иду дальше по той же улице, а там та же улица, казалось бы, те же дома, ан нет... Всё изменилось. Реально попал за границу. Все таблички на домах уже на латинице (в ПМР все на кириллице), аналогично и указатели, и рекламы. Дохожу до первого продуктового магазинчика. Внутри уже продается молдавская продукция, все цены обозначены в леях, и на некоторые товары в приднестровских рублях. Как оказалось, в анклаве принимают повсеместно в магазинах обе валюты – при том что в основной Молдавии расчитываться рублями ПМР нельзя, аналогично леи не берут в Тирасполе и Бендерах. Но главное, что удивляет, – насколько реально это ощущение заграницы: казалось бы район Бендер, ан нет – уже Молдавия. Продавщица с покупателями говорит по-молдавски, и ничего не понятно. А ведь в ста метрах буквально отсюда все говорят по-русски, ну во всяком случае почти все.

Пройдя с километр, дохожу до центра села Варница. Центр – небольшой пятачок, но с помпой отстроенный. Ведь по молдавским законам именно здесь располагаются молдавские власти, которые как бы управляют всем городом Бендеры и Бендерским районом. Тут здоровенный суд, районная администрация. Удивительно – под контролем молдаване эту территорию не держат, однако чиновники, которые как бы управляют, – в наличии. Наверное, это хорошая работа – ведь зарплата идет, а территории то районной и нет.

Примерно такую же липовую администрацию для Абхазии организовал грузинский президент Саакашвили на крошечном кусочке Абхазии, который принадлежал Грузии – Кодорское ущелье. Но в войне 2008 года абхазские войска заняли это ущелье и липовая администрация закончилась.

В центре Варницы – несколько административных зданий, магазин, молдавский ресторан – с виду очень приличный, в национальном стиле, памятник жертвам войны между ПМР и Молдавией. Еще один прикол там же – подземный переход. Для чего нужно было строить в банальном селе подземный переход – не совсем понятно, но для поднятия солидного статуса центра Бендерского района он пригодится.

Да, еще один примечательный момент. Если двигаться от центра Бендер по улице Энгельса на север, то Приднестровье заканчивается и начинается островок Молдавии. Это я уже описал. Но если выдвинуться еще дальше к северу (а это я и осуществил, сев в центре Варницы на маршрутку) то можно попасть... снова в Бендеры. Причем не в какой-нибудь район формальных Бендер, где нет людей, а в полноценный жилой район с девятиэтажными домами и школой. Жителям этого района чтобы попасть в центр собственного города нужно проезжать каждый день транзитом через другое государство!!!
Вот это в высшей степени интересно!

Любопытно, что существует только один пост ПМР – на выезде из основных Бендер. На границе микро-Молдавии и северного кусочка Бендер никакого поста уже нет – таким образом туда можно попасть только нелегально, без проверки паспортов и заполнения миграционных карт. Причем обратите внимание – без каких-либо отметок в паспорте сначала я проникаю в собственно Молдавию (в Варницу), а потом все так же без отметок и проверки – в часть Приднестровья.

Все эти три части единого целого связывают маршрутки – обычные как бы городские маршрутки, являющиеся еще по совместительству международными – они пересекают государственную границу 2 раза за полчаса езды. На единственном посту ПМР маршрутки останавливают и у пассажиров проверяют паспорта – таким образом многие люди каждый день ездят на работу проходя через погранконтроль.

На маршрутке я доезжаю до самой северной оконечности Бендер (и ПМР) – до глухой мрачной промзоны – завода железобетонных труб. В маршрутке уже нет никого, кроме меня и сопровождающего меня местного жителя (я утащил с собой поездить человека из Тирасполя, у которого вписывался, - он, как и большинство местных жителей, сам не знает интересных мест у себя, и я ему их как раз и показал, и себе тоже, конечно).

Когда доехав до конечной водитель спросил куда нам надо – мы сказали, что осуществляем своего рода автобусную экскурсию и сейчас выходить не хотим и сразу поедем назад. Лицо у водителя просто вытянулось в удивлении, он сказал что-то вроде «ни фига ж себе». Видимо, еще пока что немного туристов ездит осматривать завод железобетонных изделий в Приднестровской республике. Ну почему бы не стать одним из немногих?

Вокзалы Бендер

Бендеры-1

На обратном пути опять въезжаем в молдавскую Варницу и идем на ж/д вокзал. С вокзалами тут – особая песня. Дело в том, что у Бендер сейчас аж три ж/д вокзала, но все какие-то импотентные - неполноценные. Теперь по порядку. Изначально, когда создавали еще до революции город Бендеры и потом его особенно масштабно отстроили в советские годы – там открыли внушительный вокзал –дворец в сталинском стиле. Находится он очень удобно – в 10 минутах ходьбы от главной площади, считайте что в центре. Когда началась война и перестроешная заваруха, то направление ж/д, на котором он расположен, умерло, и поезда там ходить перестали. Но вокзал остался. Я его, разумеется, посетил. Любопытно, что не смотря на то, что ни одного поезда тут нет, вокзал не заброшен и даже не запущен, находится он в хорошем состоянии. Внутри работают кассы, в которых можно взять билет на любой поезд по СНГ. Внутри вокзала находилось на момент моего визита трое ментов – и больше никого вообще. Да и кто может там быть, если поезда сюда уже давно не приходят?

Вот ведь менты-безденьники! Ни одного поезда нет, пассажиров нет, а эти красавцы сидят и ничего не делают. Втроем. Друг друга охраняют, видимо. Работа у них столь же хороша, как у варницких властей – сиди, ничего не делай, а денежка капает.

Бендеры-2

Этот вокзал находится в стороне от центра, но в отличие от основного ему повезло больше, ведь он расположен на магистральной ветке Кишинев – Одесса, на которой таки имеется движение поездов. Небольшой по размерам, внутри скромный зал ожидания, билетная касса, киоск пограничного контроля. Здесь останавливаются международные поезда Кишинев – Москва и Варна - Саратов, и жители, желающие сойти в ПМР, получают тут миграционные карты и регистрацию. Когда я посещал вокзал, внутри никого не было – оживление тут наступает только ко времени прихода этих двух поездов.

Гм, написал двух, а ведь нет – таки трех. Благодаря смене руководства Украины с октября 2010 года был снова запущен после многолетнего простоя поезд Кишинев – Одесса. Раньше он ходил два раза в день, теперь – только один, но и это большой прорыв. Насколько удобнее ехать из Кишинева в Одессу на поезде, комфортно, проходя все пограничные процедуры в своем вагоне, чем торчать в автобусе на таможнях.

Движение этого поезда было остановлено из-за оранжевой политики президента Ющенко, сговорившегося с молдавским руководством давить во всем на Приднестровье, чтобы задушить независимость этой маленькой свободной страны. Кроме отмены поездов осуществлялась также транспортная блокада ПМР со стороны украинской таможни. Насколько это было глупо для интересов Украины, видно в каждом магазине в ПМР: большинство продуктов и бытовых товаров там украинские. Своими же руками Украина душила рынок сбыта для своей продукции. Какая была в этом логика, кроме желания получить похвалу от западных влиятельных соседей – непонятно.

А если вспомнить, что ПМР – единственная (кроме собственно Украины) в мире (!!) страна, в которой украинский язык является государственным, и изучается во всех школах, и на деньгах ПМР нарисован Тарас Шевченко, то столь сильное желание украинского руководства по уничтожению этой республики еще менее понятно. Ведь в случае захвата этой территории Молдавией исчезнет и язык, и государственная газета ПМР на украинском «Гомин», будут переведены за год-два на обязательный молдавский все школы. Но, так или иначе, национальную политику в Киеве понимают именно так.

Бендеры-3

Этот вокзал самый новый, он появился только в 2006 году, и принадлежит вообще не ПМР, а Молдавии и ее железной дороге. История была такова. После того как оба существующих в советские годы вокзала Бендер остались в руках Тирасполя, молдаване придумали организовать свою станцию в том самом островке Молдавии посреди Бендер – в поселке Варница. И реализовали это. Построили подъездные пути, поставили навес от дождя и киоск – кассу. От Бендер-2 до Бендер-3 всего несколько сот метров, но пройти их официально нельзя – могут загрести пограничники за нелегальный переход границы. А посему нужно делать крюк по автодороге, чтобы официально пройти через КПП.

Интересно, что ж/д пути являются границей между странами – по одну сторону от путей Молдавия, по другую – ПМР. От вокзала Бендеры-3 (официально он называется, кстати, Бендеры-2, но в народе его называют третьим) отходит два пригородных поезда в день до Кишинева. Эти собаки являются чисто молдавскими – и погранконтроля приднестровцев в них нет. Еще от этой микростанции в Варницах отходят два поезда - на Москву и Петербург. Разумеется, расчитаны они не на жителей Варницы, а сделаны они с прицелом на население ПМР. Поезда эти проходят всю Молдавию от Варницы через Кишинев и на север, на Окницу. Скорее всего, от Варницы отправляются какие-то прицепные вагоны, а поезд целиком формируется уже дальше, в молдавской столице.

На так называемом вокзале Бендеры-3 (реально там жесткая промзона, а не вокзал) не было никого. Единственный находящийся там человек в будке был... ..кем? Правильно, милиционером. Делать ему было совершенно нечего, из-за этого он меня «забрал» к себе в будку и начал с пристрастием допытывать. Кто такой, зачем и почему... Спросил в том числе и о молдавской регистрации (которую отменили). Ну, отменить то отменили, а поностальгировать по хорошим временам ментам ой как хочется. Ведь это самая хлебная статья во всех законах, она позволяет грести без разбору всех людей вообще, ничего не совершивших. Паспорт у меня проверили по каким-то спискам, спросили о наличии судимости (ответил коротко: «Судим не был»). После 10-минутного разговора мент попустился и признался, что он сидит тут в будке сутками и делать ему нечего, одно развлечение – телевизор. А зарплата идет, ловить некого – какие преступники на пустующем полустанке. И чтобы оправдать как-то факт своего существования перед начальством, ему нужно написать рапорт, что мол, г-н ... был проверен и отпущен. После чего он записал мои данные в свой блокнот и пожелал счастливого пути.

Через десять минут после того, как я вышел из будки молдавского мента, я уже пересекал границу ПМР вновь – вокзал находится как раз возле границы. Снова по второму разу получил мигранционную карту и бесплатную регистрацию.

Крепость

Есть в Бендерах и официальная достопримечательность – большая турецкая крепость, с сохранившимися башнями, бойницами, высокими стенами и рвом для воды. Крепость, как и всё тут, имеет свою особенность – внутрь ее пройти нельзя, так как на территории находится военная часть (забраться можно лишь на некоторый кусочек территории, но я и пробовать не стал). Гораздо интереснее осмотреть крепость снаружи – но большинство приезжающих в Бендеры не делает и этого, так как не знает, где нужно подступиться к крепости. А чтобы пройти к ней с самого козырного места, откуда можно делать фотографии, нужно пролезть по узкому лазу между стеной крепости - военной части с одной стороны и колючей проволокой – охранной зоной моста с другой стороны. Короче, все хитро там.

Но результьтат того стоит – крепость прекраснейшая, одна из лучших в этих местах.

Прочие интересности Бендер

Триумфальная арка и мемориальное кладбище


Совсем недавно в 2008 году тут построили Триумфальную арку. Учитывая, что оригинал такого сооружения я видел в Париже не далее чем весной, то могу сказать так – сравнивать, конечно, на полном серьезе было бы странно, однако по форме новая арка напоминает ту самую. Несомненно, будучи в Бендерах осмотреть ее стоит. Находится она кстати, как и Варница, не в центре, а сильно в стороне от него – места надо знать.

Арка создана в честь победы русских воинов над турками и взятии крепости, и приднестровских воинов над молдавскими агрессорами.

Возле арки 2 года назад было основано мемориальное военное кладбище, на котором захоронены солдаты и офицеры всех периодов истории Бендер с 18 века до наших дней. Кладбище новое, и является тоже несомненной достопримечательностью города.

Здесь жили Карл XII и Мазепа

Интересно, что село Варница – часть города Бендеры, кроме своего анклавного положения известно еще следующим. После того, как Петр Первый в битве под Полтавой разгромил шведского короля Карла XII и его союзника – предателя России гетмана Мазепу, они бежали из Полтавы не куда-нибудь, а в Бендеры... И поселились как раз в Варнице, которая через 300 лет станет геополитическим феноменом. Карл жил тут несколько лет, а потом уехал в другие походы, а Мазепа тут и скончался и был собственно в Варнице похоронен.

В честь шведского короля и украинского гетмана здесь были воздвигнуты две стеллы. Обе они стоят рядом – маленькие и невзрачные. Все это находится в глухом частном секторе, рядом с брошенной хатой с развалившейся крышей. Места в общем совсем не туристические, а ведь могли бы быть... Шутка ли, сам шведский король тут жил. Кстати, в честь короля названа улочка, ведущая к стеллам. Картина немного сюрреалистическая – представьте себе десяток простеньких домиков, примитивные заборы из проволоки, под ногами – грязюка, об асфальте тут и не слышали, и табличка – «улица Карла XII». Вот такие парадоксы.

Прочие интересности Бендер

На въезде со стороны Тирасполя, у реки Днестр – целый ряд прикольных и интересных объектов, связанных с войной за независимость против Молдавии. Здесь и памятник – бронетранспортер на постаменте, и вполне действующий БМП у моста – пост миротворцев, монументы в честь погибших, флаги и прочее. Также поблизости находятся памятники, посвященные осаде и взятию турецкой бендерской крепости русскими войсками в 18 в.

В центре Бендер сохранилось немного царской застройки в типичном для югов стиле – одно- и двухэтажные домики, не слишком выдающиеся, но очаровательные по своему. Немало таких можно увидеть и в Кишиневе, в Одессе, Измаиле и Николаеве. В прошлом мне доводилось тут бывать в 2000 году, и конечно контраст с воспоминаниями сильный. Тогда, честно говоря, город на меня произвел гнетущее впечатление – экономический упадок и разруха были значительными, на многих домах сохранялись следы от снарядов, все магазины были по-советски убогими.

Теперь во многом ситуация улучшилась – в центре открылся хороший супермаркет, появилось пару больших весьма стильных кафе, и с десяток попроще. Всюду масса современных магазинчиков с хорошим ремонтом, которые, конечно, сильно оживляют пейзаж. Однако инфраструктура в общем пока находится в паршивом состоянии, видно, что экономический упадок после распада СССР, остановки предприятий и войны еще не преодолен.

Особенно хорошо тут гулять не сейчас, зимой, а летом – а лето тут практически начинается с апреля и продолжается до октября. Тогда можно побродить тут и по паркам, и по набережной Днестра – увы, зимой это не лучшее занятие.

В целом на исследование Бендер у меня ушел целый день.

Тирасполь


Тирасполь - столица Приднестровья, и как и везде в бывшем СССР деньги стекаются со всей страны именно сюда. Если в Бендерах еще остались недостроенные со времен СССР многоэтажки, то тут таких уже не осталось – во всяком случае я не увидел ни одного. По словам местных их потихоньку все достраивали и вот, наконец, достроили. Освещается город гораздо лучше Бендер, центральный гулятельный проспект так и вовсе шикарно. Асфальт на улицах более-менее хороший, магазинов много, всюду процветает торговля.

В центре сохранилось совсем чуток старой царской застройки, но основа города – 9-16 этажные дома брежневского времени. В целом можно сказать что Тирасполь более современный город по сравнению с Бендерами, и более упорядоченный, ухоженный и современный. Ехать сюда нужно не за стариной, а наоборот – за современностью, чтобы посмотреть все атрибуты нового маленького государства, существующего пока только 20 лет.

Самые приколы тут – большие рекламные щиты на улицах. На одном изображен на фоне башен Кремля здешний президент Смирнов с Медведевым – два вождя жмут друг другу руки. Точно такой же плакат с местным президентом и Медведевым я видел совсем недавно этой осенью в Душанбе. Казалось бы, сколько тысяч километров отделяют Приднестровье от Таджикии – а как всё похоже.

Еще один веселый плакат – с тремя президентами полупризнанных республик: Сергей Багапш (Абхазия), Эдуард Кокойты (Южная Осетия) и Игорь Смирнов (ПМР) жмут одновременно друг другу руки, как три мушкетера в известном фильме.

Есть тут также рекламный плакат партии «Единая Россия» с медведем, плакаты «Единство Приднестровья – единство с Россией». Самое оригинальное – тут имеется общественная приемная Жириновского. Интересно, как часто Владимир Вольфович проводит там приемы. Имеются портреты почетных житилей города, на первом месте – президент, на третьем – бывший мер Москвы Лужков.

Еще немало символики по всему ПМР с поздравлением с двумя победами сразу: «65 лет победы в Отечественной войне, 20 лет победы в войне за независимость ПМР».

Удалось найти также консульство Российской федерации. Как оказалось, пораспрашивав местных, почти все жители ПМР имеют кроме своего приднестровского паспорта (похож на российский или советский – лично подержал в руках) также заграничный другой страны. Большинство имеет паспорт или России, или Молдавии, некоторые – обоих этих стран. Украинские паспорта кое у кого есть, но у меньшинства – Украина ведет очень пассивную внешнюю политику, и паспорта особо не предлагает. Поэтому все берут себе паспорта других стран. Заграничного ПМР-овского паспорта не существует. В Молдавию здешние граждане могут выезжать с молдавским внутренним паспортом (их выдают тоже в соседних с ПМР населенных пунктах), в Украину – с заграничным молдавским или российским.

У Днестра имеется небольшой пляж, набережная, и пешеходный мостик через реку, с которого хорошо любоваться окрестной природой. Любопытно, что с одной строны реки – самый центр, белый дом, главная площадь и памятник Суворову, а с другой – вообще ничего, переходишь мостик и можно сразу ставить палатку.

Из культурного досуга тут можно сходить в исторический музей (в Бендерах также в музей войны ПМР), в театр – большое реконструированное здание, китнотеатр.

Отдельного упоминания достоин спортивный комплекс «Шериф» - сюда ездят как на отдельную достопримечательность посмотреть. Всё построено с нуля: теннисные корты, бассейн, стадион – лучший на территории не только ПМР, но и Молдавии, каток. Единственное, что из-за кризиса не успели достроить – пятизвездочный отель, он стоит временно законсервированный.

Слободзея

Малопримечательный город, по большому счету делать там нечего. По сути это длинное село киолометров на шесть, в центре – церковь 1804 г., немного пятиэтажек, скромный парк.

Днестровск

Посимпаничнее, город энергетиков, при ГЭС. Немного побродить тут вполне приятно.

Транспорт

Самый интересный транспорт ПМР – троллейбус. Кроме городских маршрутов, тут имеется и междугородний, связывающий Тирасполь с Бендерами. По пути троллейбус проходит несколько сел. Любопытно, что большая часть троллейбусов дарится стране Россией и Белоруссией, все старые машины, которые списываются в городах этих стран, везут сюда. Из-за этого троллейбусов в ПМР много и ходят они часто. На многих машинах видны следы от прежних владельцев: так я лично узрел в одном салоне надписи над дверьми «Уваход», «Выхад», а возле кабины водителя висели «Правила пользования городским транспортом в г. Минске». Ручкой сбоку было приписано «... и в ПМР». Таким образом, здесь полностью согласились с белорусскими правилами проезда.

Проезд между прочими городами ПМР – на микроавтобусах. В отличие от соседней Молдавии проезд тут не хаотичный, а строго упорядоченный: все автобусы отправляются только от автостанций и по расписанию. Даже такие часто ходящие рейсы как Тирасполь – Слободзея (в час-пик раз в 6 минут) все равно указаны в расписании, на каждый рейс можно купить билет в кассе. Кассир и диспетчер имеются повсюду: даже в Днестровске и Первомайске.

По воде далеко не уплывешь – в Тирасполе летом можно только покататься на прогулочном кораблике. Сейчас он стоит на приколе на набережной.

Итоги

Ночлег осуществлялся с помощью людей с сайта Каучсёрфинг. 1 ночь я переночевал на квартире в Одессе и 2 в Тирасполе. Насколько меняются времена. Еще совсем недавно, года 3-4 назад, нельзя было и помыслить о том, чтобы найти ночлег таким образом в Тирасполе – ведь насколько он мал в общем-то. Но нет – времена меняются в лучшую сторону, там уже не просто появился какой-то человек, а целая тусовка кауч-серферов, знакомых друг с другом, и они регулярно принимают иностранцев. Одновременно со мной в Тирасполь приехали двое венгров – и им нашли другую квартиру, до меня тут останавливались через сайт норвежцы, немцы, поляки, а какой-то фанат – японец так прифанател по микро-государству, что прожил тут месяц!

В общем и целом, мир открывает Приднестровье, и все больше путешественников устремляются туда. Со всего мира. Что хорошо, и не может не радовать.

Для ночующих в отелях можно порекомендовать в Тирасполе относительно недорогой отель «Аист» - находится прямо у главной площади, на набережной. 2-местный номер с горячей водой и советским ремонтом стоит 300 местных рублей (30 дол.), с евроремонтом – 450 и 600 руб. (45 и 60 дол.). В Днестровске отель «Нистру» в 5 минутах ходьбы от автовокзала вообще супердешев: 5 долларов за одноместный, и 7 долларов за 2-местный.

Финансовые итоги поездки таковы. На поезда Киев – Одесса и Одесса – Киев (плацкарт) ушло 59 и 57 грн. = 116 грн. (7 + 7 долларов = 14). Как видим украинские поезда по прежнему являются самыми дешевыми в мире (из приличных поездов без бомжей). Ура украинской ж/д! Проезд Одесса – граница с ПМР Кучурган 12 грн. (1,5 дол.), Первомайск – Тирасполь – 10 местных руб. (1 дол.).


Рекомендую кафе «Ля плаципда» - побывал в нем в
Тирасполе. Оно чуть запрятано в 5 минутах от гл. улицы. Там национальная молдавская еда и очень хороший дизайн. «Анди с пицца» тоже хороша – там кроме пиццы есть и лазанья, и салаты, и разные коктейли шоколадные и мороженое.

Все езжайте в Приднестровье! Это микро-государство Европы ждет вас! Там очень хорошо. ПМР – welkommen, welcome, zapraszamy, ласкаво просимо!
Прикрепления: 5327015.png(156Kb)
Добавить в:






Сообщение отредактировал
[ (MD) ]
parcanecДата: Суббота, 07.04.2012, 01:59 | Сообщение # 2
форум в Пмр, форум ПМР форум ПМР социальный форум в ПМР
Прикрепления:
Добавить в:






Сообщение отредактировал
[ (MD) ]
Форум с.Парканы » Форум сайта Парканы. » Все о Приднестровье. » Поездка в Приднестровье Мини-путеводитель, что посмотреть и (Поездка в Приднестровье Мини-путеводитель, что посмотреть и)
Страница 1 из 11
Поиск:



Чтобы добавить сообщение, необходимо авторизоваться.
© 2013 | | Карта сайта
Перевести: