Анна Пахомова – кандидат культурологии, доцент кафедры «Промышленный дизайн» МГХПУ им. С.Г. Строганова, доцент Московской академии образования Натальи Нестеровой (факультет «Академия моды»), дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы – о болгарском народном костюме.
Одним из интереснейших направлений в области изучения одежды (костюма) является народный костюм. Изучая особенности национальной одежды того или иного народа, мы познаем его традиции и обычаи, нам раскрывается значение символов, вышитых или нашитых на определенные части костюма. Становится ясно, что ничего случайного или сиюминутного, как бывает с современной сезонной одеждой, с народной просто не может быть, это невозможно. Вникая в нюансы, мы понимаем различия между костюмами девушки на выданье и замужней женщины, людей пожилых и молодых. Об этом нам «рассказывают» и символы, изображенные на одежде, и цветовая гамма, и длина, и специальные – разные для отдельных социальных и возрастных групп - головные уборы. О многом могут «поведать» украшения и пояса. В народной культуре фасон, силуэт, набор элементов сохранялись неизменно веками, благодаря чему сегодня мы имеем возможность любоваться этой прекрасной стариной наряду с давними традициями народных песен и преданий. Народный костюм в культуре болгар занимает особое место. В повседневной жизни и на праздниках он был важной частью культурной системы. Определенная одежда сопутствовала человеку всегда: начиная от рождения – одеяние младенца, затем детская одежда, свадебный костюм, и так до самой смерти – каждый раз, на очередном жизненном витке, свой неповторимый, конкретный костюм. Большой раздел статей этого выпуска посвящен Болгарии, и мы решили, что нашим читателям будет небезынтересно узнать о народном болгарском костюме, о его особенностях, названиях элементов и отдельных частей и некоторых других моментах. Поскольку в одной статье невозможно раскрыть столь объемную тему, наше повествование будет обзорно-ознакомительным.
У большинства современных народов (у болгар в частности) традиционная одежда вышла из каждодневного потребления. Сегодня народный костюм мы можем увидеть на фольклорных праздниках, на исполнителях народных танцев и песен, в дни празднования культуры той или иной страны и в некоторых других отдельных случаях. Народный болгарский костюм весьма разнообразен и фасонами одежд, и своими красками. Известная нам сегодня его форма сложилась еще в феодальный период и развивалась в последующие столетия. Если мы рассмотрим элементы народного болгарского костюма в отдельности, то станет ясно, насколько они сложные: каждый из них определялся рядом факторов, такими как патриархальный образ жизни в деревнях и определенные условия работы. Как у всех народов, традиционные болгарские костюмы и обувь были самодельными. Все составляющие костюма являлись результатом искуснейшего умения женщин прясть, ткать, шить и вышивать. Мужским ремеслом считалось кожевенное дело. Свою одежду болгары изготавливали изо льна, хлопка, конопли, шерсти и изредка шелка. Основой женского костюма было платье soukman (русское произношение «сукман»), которое можно назвать самым распространенным женским нарядом. Носили сукман в средней (или центральной) части Болгарии, классифицировать его можно как род сарафана. Несмотря на множество регионального характера вариантов этого платья, наблюдаются общие всеболгарские особенности: туникообразный вырез, тип ткани и др. Как правило, soukman – платье без рукавов, но в некоторых регионах его носят с короткими или длинными рукавами. Декор сукмана составляют многоцветные вышивки и аппликации из декоративного шнура. Полоски ткани – «хвосты» крепят к проймам (вырезам рукавов). Из всего многообразия вариантов soukman самыми выразительными можно назвать три следующих типа: kusoklinest (с низкими клиньями, типичный для Западной Болгарии), visokoklinest (характерный для Центральной Болгарии) и считающийся сегодня довольно редким костюм-двойка, составленный из короткого жакета chapak и плотно собранной юбки с длинным поясом, традиционный для некоторых восточных областей. Обычно платье soukman носят с коротким тканым поясом, который спереди закрепляется застежкой типа пряжки pafti. В большинстве soukman - черного цвета, центральной частью его, несомненно, можно назвать яркий декоративный, богато украшенный передник. Платье saya - с короткими или длинными рукавами - включало подобную тунике женскую сорочку («ризу») с прямыми или сборчатыми рукавами и воротом и просторную спереди юбку, длина которой варьировала от колена до лодыжки. Преобладали белые, черные, синие и темно-синие одноцветные saya, сшитые из хлопковых или шерстяных тканей. Широко распространенный вариант, типичный для области Марицы, был сделан из разноцветной полосатой ткани с преобладанием красного цвета. Художественное оформление saya было акцентировано на горловине и границах рукавов. Saya, как и soukman, подпоясывали. Пояс был черный или красный, изготавливали его из шерстяного полотна. Передник также был шерстяным, как правило, красным или же полосатым, реже - со сложным тканым рисунком орнаментального характера. В некоторых местах носили два передника, всегда богато декорированных и ярких.
Самым типичным для болгарок головным убором можно назвать платок. Верхней одеждой служили суконная или тканевая короткая безрукавка – «елече» или кофта – «забунче». В зимнее время болгарки носили суконную длинную безрукавку – «дорамче» или пальто – «далакатник».
Мужская национальная одежда (в основном у сельских жителей) состояла из рубахи и суконных длинных узких или широких брюк и верхней одежды. Известно два типа мужской одежды: первый - с преобладанием белого цвета «belodreshna». Штаны «benevretsi» – это те, что длинные и узкие, с обхватывающими ноги ноговицами, и «dimii» – с широкими и короткими штанинами.
Отделка вышивкой и шнурами присутствовала в основном на горловине, вершинах клиньев и на поясе, была выражена в линейном орнаменте. Пояс, богато украшенный, в цветовой гамме которого преобладал красный, туго затягивали, чтобы подчеркнуть талию. Такими особенностями отличалась одежда жителя Западной Болгарии.
Второй тип мужской одежды - «chernodreshna», темных тонов. Эту одежду с уверенностью можно назвать общенациональной тенденцией, получившей свое распространение в период болгарского Возрождения. В «chernodreshna» широкие штаны с обильной отделкой тесьмой называются potouri. Как у многих народов, в данном случае обилие ткани – свидетельство зажиточности. Чем шире potouri, особенно в основании, тем состоятельнее их обладатель. Этот вид одежды преимущественно носили жители Восточной Болгарии.
Поверх рубахи обычно надевали короткую одежду из грубого домотканого шерстяного полотна типа сукна с рукавами или без них. Головным убором была барашковая шапка.
Обувь и мужчин, и женщин – царвули, тип кожаных постолов. Часто в литературе царвули называют «традиционными болгарскими сандалиями», здесь я не могу полностью согласиться с подобным утверждением, т. к. в общепринятом понимании сандалии – это все-таки открытая обувь, а здесь стопа полностью закрыта. Больше всего царвули похожи на мокасины. Обычно их делали из бычьей или свиной кожи. Надевали царвули на толстые шерстяные носки в прохладную погоду или просто закрепляли длинными ремешками. Мне представляется весьма интересным тот факт, что царвули в былые времена были синонимом бедности, невежества и отсталости, нынче же они – символ народной культуры. В качестве своего рода дани уважения к народным традициям их можно часто встретить в гостиных образованных людей.
И несколько слов о традиционных украшениях болгарских женщин. Самым характерным признаком этих украшений является позвякивание, которое они производят при ходьбе или в танце. Составлены они из нескольких цепочек, тонких пластин, подвесок, иногда это могут быть пуговицы или же собранные только из металлических пластинок нагрудники («нагръдницы»). Такие украшения были распространены в Восточной и Южной Болгарии. Часто для изготовления таких украшений использовали монеты разной величины, в старинных образцах это бронзовые монеты с идентичным орнаментом по обеим сторонам.
В основном изображали растительный линеарный узор, органично сочетающийся с арабской вязью. Были и диадемообразные украшения «прочелницы». Сохранилась прочелница XVIII века, изготовленная из сплава белого металла. Она состоит из четырех рядов цепочек с плоскими подвесками в виде листьев, украшенных точечным рифленым орнаментом (здесь автор упоминает экспонат выставки «Многонациональная Одесщина», где в экспозиции были широко представлены старинные болгарские украшения). Болгарские женщины прикрепляли диадему к головному убору или волосам так, чтобы подвески свисали на лоб. Есть предположение, что подобного рода подвески были украшением праздничной одежды, обычно свадебного наряда невесты.
В многообразии болгарских свадебных головных украшений выделяется и наушник-трепка – «убицы». Это подвесное украшение девушки прикрепляли к платку или волосам на уровне виска – что-то вроде подобия серег или височных подвесок. Они могли быть украшены камнями красного или зеленого цвета и четырьмя птицами вверху. Силуэты птиц напоминали горлиц. Основу таких украшений составляли рельефные треугольники с подвесками в виде розеток и зубчатых полусфер, крючки-крепления в форме цветка. Хочу отметить тот факт, что в болгарской любовно-брачной символике, впрочем, как и у других славянских народов, изображение голубя традиционно, особенно в свадебных обрядах. Воркующие голубь с голубкой – символ влюбленных, присутствие двух или четырех пар птиц только усиливает сакральные, магические функции подобных изображений или декоративных накладных элементов одежды. Парность изображений поддерживается и фольклорно, вот слова свадебной болгарской народной песни: «Гълъб иде, гълъбица воде» (Голубь идет, голубицу ведет). У болгар изображение голубя встречается и на свадебных хлебах (р-оны Орхание, Литаково, р-он Свиштова). Среди болгарских женщин было распространено ношение бус. Одни из самых популярных - бусы «бисер» или «монисто», представляющие собой низку стекляруса – трехцветных шариков из дутого стекла. Женщины могли носить несколько низок одновременно как повседневное украшение. И в наши дни пожилые болгарки носят стеклянные украшения, чаще голубого цвета, называют их «мониста». Болгары, так же, как и другие народы, создавая украшения, использовали растительные формы своей местной флоры, и довольно часто встречаются бусины овальной формы с рельефными выпуклыми розетками, которые напоминают плоды тутового дерева (шелковицы) или ягоды малины.
В трудах ученых, посвященных исследованиям болгарского костюма, нет сведений о том, что женщины предпочитали бусы голубого цвета всем другим. Вероятно, эта особенность вкусов жителей некоторых сел связана с длительным пребыванием их предков по соседству с турками. В монографии В. П. Курылева упоминается о том, что «бусы у турчанок всегда голубые, т. к. у них голубому цвету приписывается способность охранять человека от злых сил». В средневековье в Болгарии изготавливали металлические украшения в разнообразной и усовершенствованной технике и с высокими художественными качествами. Они выполнялись из серебряных, медных и других сплавов. Применялась техника ковки, литья, филиграни. Для украшения изделий использовали эмалирование, цизелирование и реже - драгоценные камни или цветные стекла. Нет ничего удивительного в том, что редко встречаются изделия из золота или серебра, ведь основной состав населения Болгарии - это сельские жители. А украшения из драгоценных металлов и камней, если таковые были, передавались из поколения в поколение.
Тем не менее, сохраняя длительное время самобытность традиционного болгарского национального костюма, женщины дополняли его ювелирными украшениями различных типов.
Довольно оригинально выглядит болгарское «кабулети» (шейное украшение) из желтого металлического сплава, состоящее из нанизанных на тесьму закругленных выпуклых пластинок с подвесками в виде ажурных листьев. Голубые и красные камни (бирюза и гранат) расположены симметрично по бокам. Подобные украшения – массивные, закругленные, обычно сферичные или пирамидальные, с рельефной орнаментикой, чаще всего крупной грануляции, были распространены главным образом в Северной и Западной Болгарии, которые более всех имеют древнеславянское происхождение.
Среди многообразия шейных украшений наибольшее распространение получили ожерелья («гердани») из монет («алтыни»), нашиваемые на одежду или нанизанные на черную ленту. Термином «мирджан» (коралл) обозначались бусы красного цвета. Иногда в нитку такого украшения добавляли несколько голубых бусин. Встречаются бусы, изготовленные из кизилового дерева: каждая бусина состоит из восьми выступов и напоминает ягоду малины; через каждые девять красных бусин вставлена одна бирюзовая; кисточки из голубого бисера и черный крестик составляют подвеску.
По словам старожилов, до настоящего времени некоторые женщины носят бусы, изготовленные из слоновой кости, называются они «кокални мониста» (костяные бусы). В некоторых болгарских селах похожие, но выполненные из другого материала бусы обозначаются термином «седеф» (перламутр). Действительно, речь идет об украшении из перламутра (ракушка-«жемчужница») цвета слоновой кости. Такие мониста, в основном кустарной работы, привозили паломники из Палестины в конце XIX – нач. XX вв.
Болгарские женские наручные украшения - это браслеты («гривни», «гримни») и перстни («пръстни»). Первые – это бронзовые несмыкающиеся, цельные браслеты в виде полусферы, составленной из трех спаянных пластин. Рельефный орнамент и две выпуклые розетки на крайних пластинах еще более подчеркивают массивность такого изделия. Стилизованный растительный узор (цветы, ветви) употребляется в сочетании с геометрическими мотивами (волнообразные линии, извилистые полосы, маленькие кружки, спирали). Размер браслета и нерегулируемый диаметр позволяют предположить, что он рассчитан на узкое запястье и тонкую кисть руки. До 70-х гг. XX века в некоторых болгарских селах пожилые женщины носили цельные браслеты с фигурными волнистыми краями, на регулируемой застежке в виде кнопки. Гравированный на гладкой поверхности орнамент характерен для такого типа украшений. Изображение цветов ириса или мака в овале центральной части браслета подчеркивает его национальный стиль. Особого внимания заслуживают браслеты из цветного металла с фигурными краями, образующими шесть секций. Они состоят из двух полукруглых частей, скрепляющихся шпонкой. Концы и места соединений выполнены из желтого металла и украшены стилизованным растительным рельефным орнаментом. Остальную поверхность покрывает резной зооморфный (лев) и стилизованный растительный (трилистник) орнамент. Интересным женским и мужским элементом национальной одежды были поясные пряжки («пафти», «чепрази»). Их изготавливали кустарным способом, преимущественно из белого или желтого металлического сплава, иногда из меди или серебра.
Для украшения мужских поясных застежек предпочтение отдавали антропоморфному орнаменту. Встречаются пряжки с изображением фантастических животных-драконов. Изображение дракона или змея, по различным поверьям, стерегут клады или охраняют источники (Болгария, Пловдивский окр.). На одной из них орнамент нанесен на ажурную позолоченную накладку. Обращает на себя внимание мужская пряжка с цепочками (XVIII в.), в средней части которой, на выпуклой розетке - изображение двуглавого орла. Если мы вновь обратимся к символике в народной традиции славян, то присутствие двуглавого орла на пряжке болгарского крестьянина станет вполне объяснимо: «Орел связан с небесными стихиями и управляет ими. У южных славян широко распространено поверье об орле как предводителе грозовых туч (Болгария, Марин. НВ: 93, р-н Ивайловграда, Долно Луково и др. местах). <…> Орел борется с тучей, отводит ее от полей и спасает урожай. Поэтому убивать орла и разорять его гнездо запрещено, а нарушившему этот запрет грозят страшные кары – увечья, болезни и несчастья в семье». Из вышесказанного видно, что для болгар орел – птица священная. И еще об одном мифологическом свойстве орла – его необыкновенном долголетии: «Он живет дольше всех птиц и обладает способностью омоложения: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой (или, по другим вариантам, в реке Иордане), снова обретает молодость (Болгария, р-ны Белоградчика и Кызылагача). Итак, пряжка «пафти» - не просто декоративное украшение, а мощнейший оберег, дающий его обладателю здоровье, долголетие и сохраняющий урожай, что в свою очередь означает сытое бытье весь предстоящий год. Наш краткий теоретический экскурс по теме «Болгарский народный костюм» закончился. Читатели, которые заинтересовались этой темой, могут почерпнуть дополнительные сведения из литературы и собраний этнографических и исторических музеев, а также на выставках, посвященных народной культуре.