Какой народ, такие у него и песни. Болгарская музыка – это, прежде всего, музыка южных славян. Она впитала в себя элементы многих культур: фракийской, иллирийской, византийской, эллинской, турецкой. Одной из самых богатых была древнефракийская. Многие из дошедших болгарских легенд, мифов, обычаев и обрядов имеют фракийские корни. Например, мифы о музах, а также о поэте и певце Орфее. С начала VI века на территорию Византийской империи начинают проникать племена славян. Постепенно смешавшись с фракийским населением, к середине VII века они стали основным этническим элементом территории современной Болгарии. Во 2-й пол. VII века на правобережье Дуная появились кочевники протоболгары, которые постепенно растворились среди славян, переняв их культуру. Таким образом, болгарская музыка формировалась под влиянием славян и протоболгар.
О том, что у древних болгар были музыкальные инструменты, свидетельствует изображение водяного органа на керамических кувшинах, а также скульптуры и рельефы всадников, держащих в руках лиру. Тесные культурные связи с соседними народами и государствами. особенно с Византией, привело к проникновению в Болгарию христианской религии. Однако языческие культы не исчезли даже после принятия крещения всей Болгарии в 865 году. В дошедшей до наших времен проповеди Козьмы Пресвитера, направленной против антифеодального крестьянского религиозного движения богомилов, упоминается о распространении среди болгар "бесовских" праздничных обрядовых танцев и пения под аккомпанемент гуслей. В нынешние дни в некоторых деревнях и сегодня пляски и песни сопровождает игра на гадулке.
Современные болгарские обрядовые песни, имеющие очень древние корни, отличаются особой архаической лексикой и мелодикой речитативного склада. Они состоят из одной или нескольких попевок. Наиболее типичными образцами болгарской народной музыки и танца являются так называемые кукерские игры. Их исполняют ряженые под перезвон медных колокольчиков. Также это танцы нестинарок. Так называют исполнительниц ритуальной пляски на горячих углях. Наиболее ярко болгарская музыка отражена в различных весенних и зимних играх и обрядах, связанных с языческими ритуальными празднествами и впоследствии приуроченных к христианскому календарю ("эневские", "лазарские", "ладуване", "герман", "пеперуда" ("бабочка")) и другие. Кроме того, современная болгарская музыка сохранила в себе древние трудовые песни. Наиболее популярными являются песни жнецов.
Болг. нар. музыка сформировалась на основе нар. музыки слав. племён, вобрав в себя элементы муз. культур др. народов, населявших территорию совр. Болгарии. Сохранились остатки мн. древних культур (фракийской, иллирийской, эллинской, византийской, турецкой и др.), к-рые, взаимообогащаясь, оказывали влияние на формирование более поздних культур народов, осевших на Балканском п-ове, а также народов соседних стран. Одной из наиболее богатых была культура древних фракийцев (многие из дошедших до нашего времени болг. мифов, легенд, обрядов и обычаев имеют фракийское происхождение - мифы о музах, поэте и певце Орфее). После набегов различных племён на Балканы, составлявшие тогда часть Вост. Римской (Византийской) империи, с нач. 6 в. туда начинают проникать слав. племена. Постепенно смешиваясь с местным фракийским населением, они к сер. 7 в. стали преобладающим этнич. элементом; во 2-й пол. 7 в. на правом берегу Дуная появились протоболгары (кочевая тюркская народность), к-рые постепенно ассимилировались среди слав. племён и приняли их культуру. Т. о., в Б. м. отразились слав. и протоболгарское влияния. О наличии муз. инструментов у древних болгар свидетельствуют керамич. изображение водяного органа, скульптуры и рельефы всадника, держащего в руках лиру. Тесное общение с соседними странами, особенно с Византией, способствовало проникновению в Болгарию христианства, что, однако, не привело к исчезновению языч. культов, даже после официального крещения (865). В сохранившейся проповеди каноника Козьмы Пресвитера (10 в.), направленной против богомилов (участники болг. антифеод. крестьянского религ. движения, названные так по имени их предполагаемого вождя, попа Богомила), упоминается о распространении в народе "бесовских" обрядовых праздничных танцев с пением под аккомпанемент гуслей (в нек-рых деревнях и теперь праздничные пляски и песни сопровождаются игрой на гадулке). Древние по происхождению совр. болг. обрядовые песни отличаются архаич. лексикой и мелодией речитативного склада, состоят из одной или неск. попевок. Типич. образцы сохранившихся обрядов с музыкой и танцами - т. н. кукерские игры, исполняющиеся ряжеными под звон медных колокольчиков, танцы нестинарок (исполнительниц ритуальной пляски на раскалённых углях), а также разл. зимние и весенние обряды и игры, связанные с языч. ритуальными празднествами и затем приуроченные к христианскому календарю, - "лазарские", "эневские", "ладуване", "пеперуда" ("бабочка"), "герман" и др. В совр. нар. Б. м. сохранились древние трудовые песни, особенно популярны песни жнецов ("жетварски"), для к-рых характерны свободные ритмы, орнаментика, частые паузы, задержания, выкрики в начале и в конце; пастушеские ("овчарски"), пахотные ("на копан"), послеуборочные ("седенкарски"), а также т. н. "тлаки" - весёлые сатирич. песни, сопровождающие лёгкую домашнюю работу. Разнообразны по характеру лирич. песни.
Жетварска.
С утверждением христианства развивается церк. пение на древнеболг. языке, однако во время визант. господства (1018-1187) проникновение в болг. церковь канонизированного визант. пения задержало развитие связанных с нар. основой болг. нац. религ. песнопений. После освобождения от владычества Византии и образования Второго Болг. царства (1187-1396) начался расцвет болг. культуры, отразившийся и в подъёме муз. творчества. По мнению нек-рых исследователей, в 13-14 вв. под влиянием нар. муз. иск-ва сформировался болгарский распев, образцы к-рого сохранились в богослужебном пении рус. православной церкви 17-18 вв. Записи Б. м. и образцы средневек. муз. инструментов не сохранились. "Зографский трефологий" (13 в.) и "Синодик на цар Борил" 14 в. - единственные дошедшие до нас письменные памятники с муз. нотацией. Лишь археологич. раскопки и упоминания в историч. хрониках свидетельствуют о развитии средневек. Б. м. В 13-14 вв. сформировалась нац. церковно-певч. школа в Тырнове, к-рая позднее оказала влияние на православную церк. музыку др. стран (в 17 в. рус. духовенство приглашало болг. певцов для обучения рус. певчих церк. пению). Мн. визант. певчие - болг. происхождения, в их числе певчий и композитор Иоанн Кукузель, прозванный "ангелогласным" (жил в монастыре в Византии). С его именем связывают создание неовизантийской нотации (т. н. "кукузелевы невмы"). В то время как в Византии культивировались сложные, виртуозные кукузелевы песнопения с узорчатой орнаментикой, в Болгарии развивалось более простое, демократическое культовое пение. Болгарские напевы, т. н. "bulgarica", проникают и в западную церковную музыку.
Завоевание Болгарии турками (1393-96) положило конец её независимости как самостоятельного гос-ва. Однако влияние греч. духовенства осталось господствующим. Оно стремилось уничтожить болг. письменность, язык, богослужение и др. проявления нац. болг. культуры. И всё же болг. монахи в Афонских монастырях сохраняли свои церк. напевы, а странствующие монахи были распространителями болг. песнопений среди др. слав. народов.
К 10-14 вв. относится появление эпич. песен с военно-героич. тематикой, на основе к-рых позднее (14-17 вв.) стал развиваться героич. эпос - "юнашки" - героические (молодецкие, богатырские) песни, воспевавшие подвиги короля Марко, Момчила и др. борцов за свободу народа. Эпич. песни отличаются реалистичностью образов и ярко выраженным нац. колоритом, носят речитативно-импровизац. характер, они строятся на двух и более попевках, варьируемых в зависимости от текста. В период османского владычества возросла роль нар. песни, поддерживавшей уверенность в победе и ставшей символом духовной независимости болг. народа. Она сохранила свой самобытный склад. Даже в песнях омусульманенных болгар (жителей Родопских гор) не видно следов влияния тур. музыки, оно ощущается в известной мере лишь в гор. песенном фольклоре.
image Песня о короле Марко.
С 14 в. появляются историч. песни, в к-рых нашли отражение важные события в жизни страны (подобные создаются и в совр. Болгарии). Наиболее древние из них сюжетно связаны с османским игом (напр., смерть царя Ивана Шишмана - 14 в.) и др. трагич. эпизодами эпохи порабощения. Традиции историч. песен продолжают т. н. "хайдушки" (повстанческие; хайдук - нар. мститель, борец за свободу), связанные с нац.-освободит. движением 2-й пол. 18 в. - нач. 19 в. Хайдушки отличаются стилистич. богатством и разнообразием жанров.
Во 2-й пол. 19 в., когда борьба с турками приобрела более организованный, революц. характер, возникают "возрожденски" - песни, воспевающие героев-революционеров - Хаджи Димитра, С. Караджу, В. Левского, X. Ботева и др. Большинство из них выдержано в традициях крестьянской нар. песни. В 70-е гг. 19 в. появились песни на сл. поэтов X. Ботева и Д. Чинтулова, с характерными для гор. песенной культуры маршевыми и романсовыми интонациями.
Накануне освобождения от османского ига (1878) было создано много песен о России и рус. народе, воспевавших встречу болгарами рус. освободителей ("Приближается мать", "Бойка у ворот сидела", "Всходило солнце красное" и др.). Меняется и характер популярных в конце 19 в. нар. песен, в них всё больше проникают бытовые черты, семейные и любовные мотивы; исчезают религ. мифологич. элементы, всё большее отражение получают социальные мотивы, особенно ощутимые в сатирич. песнях (цикл весёлых прибауток о Хитром Петре).
Историч. песни нач. 20 в., посв. Балканским войнам, менее выразительны, чем песни этого жанра конца 19 в. Позднее, в ходе борьбы болг. пролетариата против капитализма и монархо-фашистского режима, появились нар. рабочие песни, т. н. септемврийски (сентябрьские) - о Сентябрьском антифашистском восстании 1923; в годы войны против нем.-фаш. армии - партизанские, боевые песни; после 1945 - о маршале Толбухине и др., песни о мире.
Совр. крестьянские и гор. нар. песни, сохраняя традиц. форму и жанры (трудовые, дорожные, любовные, застольные, детские, урожайные "припявки" - частушки лирич.-юмористич. содержания), отражают изменения, которые произошли в жизни Болгарии: в трудовых повествуется о новых условиях работы в кооперативах и новом отношении к ней (напр., урожайные, рисующие картины коллективного сбора урожая, и т. д.).
Нар. Б. м. сохранила самобытные черты в отношении образности, мелодики, ладово-гармонич. строя и метроритма. Для неё характерна славянская напевность и в то же время богатая орнаментика, в основе мн. мелодий - разл. натуральные лады (эолийский, дорийский, фригийский и др. лады с ув. секундой). Одна из особенностей нар. Б. м. - метрич. разнообразие. Наряду с простыми размерами 2/4, 3/4, 4/4, 3/8 и т. д. часто встречаются 5/8, 7/8, 8/8, 9/8, 10/16, 12/16, 14/16; встречаются и более сложные комбинации подобных размеров; эти размеры являются основой различных танцев. Б. Барток называет их "болгарские ритмы". Часто в одной и той же песне несколько неравнодольных размеров; мн. песни не имеют постоянного размера. В строении муз. фраз и предложений наблюдается разл. сочетание симметричных и несимметричных структур. Ладовое строение песен (за исключением нек-рых городских, "возрожденских") основано на старинных звукорядах; их диапазон обычно в пределах тетрахорда. В протяжных песнях (гл. обр. историч.), не имеющих равномерного тактового деления, существенную роль играет акцентировка словесного текста, придающего песням характер речитатива. Болг. нар. песни преим. одноголосны; многоголосие (двухголосие и трёхголосие), в к-ром преобладает секундовое и квартовое движение голосов, встречается чаще в средней, западной и юго-зап. Болгарии. Для песен жителей Пиринского края, Самокова и р-на Софии характерно двухголосие. Болгарский песенный фольклор издавна различается по областям, сохранившим свою типологию песни (специфические мелодич. обороты, характерные ритмы, излюбленные мелизмы), - песни родопские, шопские (жителей района близ Софии), Северной Болгарии, Фракии, Добруджи, Среднегорья и др. Ритмич. богатством отличаются нар. плясовые песни, напр. "ръченица" ("рученица") с размером 7/16, большинство хороводов (хоро) с размером 8/16, a также со сложными размерами: 5/8, 5/16, 7/8, 9/8 и т. д. - до 14/16. С народной вокальной и инструментальной музыкой тесно связано болг. танц. иск-во. Популярно хоро - массовый танец с пением. В нар. болг. танцах (симметричных и несимметричных структур) часто муз. фраза не совпадает с окончанием танца - свидетельство того, что танец создавался не одновременно с музыкой. Популярные нар. инструменты: струнные - гадулка (обычно 3-струн., смычковый), тамбура (щипковый); разл. духовые - гайда (род волынки), кавал (разновидность пастушьей свирели), додюк (одноствольная свирель), двоянка (двуствольная свирель); ударные - тупан и др. барабаны.
Впервые нар. музыка вызвала интерес болг. исследователей в годы обществ.-политич. подъёма, накануне освобождения от османского ига. Представители болг. науки и передовой революц. политич. мысли - Г. Раковский, В. Априлов, бр. Д. и К. Миладиновы, X. Ботев, Л. Каравелов, С. Веркович, Г. Славейков и др. собирали и записывали песенные тексты, делали их публикации в газетах и журналах, издавали сборники. Первые музыканты-собиратели нар. песен - А. Стоянов, Г. Лыжев, Р. Коджаманов, А. Букорештлиев, А. Конев, Д. Христов. Статья Д. Христова в кн. "Сбърник за народни умотворения, наука и книжнина" (1913) положила начало изучению болг. муз. фольклора. Первые публикации нар. мелодий принадлежат муз. фольклористу В. Стоину (работал совм. с П. Стефановым, И. Камбуровым, К. Загоровым и X. Илиевым), к-рый в 1924 организовал Отдел нар. музыки и танца при этнографич. музее в Софии и в 1928-39 (в 1928, 1931, 1934, 1939; 2-й сб. - совм. с А. Букорештлиевым и Р. Кацаровой) издал 4 сб-ка нар. песен (ок. 11 000) разных р-нов Болгарии.
После 1878 начала формироваться светская гор. проф. муз. культура. Возникали хоры при нар. "читалиштах" (культ.-просвет. организации типа клубов), создавались дух. оркестры. Первые болг. проф. композиторы Э. Манолов, А. Букорештлиев, П. Пипков, А. Морфов и А. Крыстев, Д. Христов (рубеж 19-20 вв.) опирались в своём творчестве на нар. муз. иск-во. Первоначально они работали гл. обр. в жанре хор. песни, используя нар. песню цитатно, а также соединяя неск. песен в один "букет" (попурри) - наиболее ранняя форма обр. нар. песни. Распространены были и попурри для дух. оркестров, осн. на нар. мелодиях (популярны "букеты" Э. Манолова, Д. Христова, Г. Атанасова и др., воен. маршевые песни А. Морфова, создателя этого жанра в Болгарии). В нач. 20 в. появляются первые произв. инстр. музыки: 2 "Балканские сюиты", 2 увертюры - "Ивайло" (1906) и "Тутраканская эпопея" (1917) Д. Христова, симфонии Н. Атанасова, фп. пьесы П. Пипкова и др. Композиторы этого поколения придавали большое значение развитию хор. самодеятельности, особенно детской. Мн. школьные песни созданы Э. Маноловым, Д. Христовым, П. Пипковым, Д. Хаджигеоргиевым и М. Кочевым.
В 1900 Э. Манолов с участниками хор. самодеятельности и воен. дух. оркестром подготовил пост. фрагментов своей неоконченной оперы "Нищая" ("Сиромахкиня"; показана на сцене нар. читалишта "Искра", Казанлык), положившей начало муз.-сценич. искусству Болгарии. Зачинателями проф. оперного т-ра были певцы Д. Казаков и И. Славков, пианист и дирижёр А. Букорештлиев, организовавшие оперно-драм. труппу "Сълза и смях" (1890, после разделения трупп, с 1891 наз. "Столична оперна трупа"; она вскоре закрылась). В эти годы мн. болг. певцы учились в России и выступали в русских оперных труппах, в их числе: К. И. Михайлов-Стоян, Б. и И. Вульпе, участвовавшие вместе с Д. Казаковым в организации первого болг. оперного т-ра. В 1908 они организовали Болгарское оперное т-во ("Болгарска оперна дружба"; с 1921 - Софийская народная опера). Труппа состояла из певцов, обучавшихся в России, Италии и Австрии, среди них: П. Димитров, Ж. Минчев, М. Василева, К. Стоянов, С. Македонский, Г. Дончев, П. Райчев, X. Морфова, А. Тодорова и др. В 1910 состоялись премьеры опер "Нищая" Манолова, "Камен и Цена" Кауцкого и Иванова, "Борислав" Г. Атанасова ("Маэстро") и "Тахир-беговица" Хаджигеоргиева. Новым в болг. муз. иск-ве жанром были детские оперетты - Г. Атанасова "Родник фей" ("Самодивското изворче", 1911), "Золотая девушка" ("Златното момиче", 1915) и др., П. Пипкова "Дети и птички" ("Деца и птички", 1909) и "Кузнечик и муравьи" ("Шурец и мравки", 1910). В 1918 в Софии открылись театры оперетты, "Кооперативный театр" и др.
В конце 19 в. стали создаваться первые оркестры, сначала - воен. духовые; первый симф. оркестр был осн. в 1892, рук. Г. Атанасов. В 1912 Н. Атанасовым создана первая болг. симфония.
На рубеже 19-20 вв. начало развиваться болг. муз. исполнит. иск-во. Первые концертирующие пианисты нач. 20 в. - И. Торчанов, А. Стоянов, П. Пелишек; скрипачи - С. Попов, Н. Симеонова, X. Кох; виолончелист И. Цибулка; флейтист Н. Стефанов.
В конце 19 в. зародилось болг. музыковедение. Наиболее значит. труды посв. нар. Б. м. (К. Махан); изучением особенностей её метроритма занимались в своих исследованиях Д. Христов ("Ритмическите основи на народната ни музика", 1913) и В. Стоин ("Българската народна музика. Метрика и ритмика", 1927).
Первые болг. музыканты получили муз. образование в России, Германии и Австро-Венгрии. В 1904 была создана Софийская частная муз. школа (с 1912 - Гос. муз. уч-ще, с 1921 - Гос. муз. академия, со средним и высшим отделами, в 1947 из неё выделилось Высшее муз. уч-ще, к-рое с 1954 наз. Болгарская государственная консерватория).
С сер. 1920-х гг. выдвинулись комп. П. Стайнов, П. Владигеров (основоположник мн. жанров совр. Б. м.), Л. Пипков, позднее - В. Стоянов, Ф. Кутев, С. Обретенов, М. Големинов, П. Хаджиев, Д. Ненов, Б. Икономов и др. В их симф. и камерно-инстр. творчестве нар. песня получает более индивидуализированное претворение. Используя достижения поздних нем. романтиков, рус. композиторов (М. П. Мусоргский, И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев), а также франц. импрессионистов, болг. композиторы в лучших своих сочинениях достигли органич. слияния нац. мелодики и совр. выразит. средств. Нац. стиль Б. м. 1930-х гг. получил наиболее полное выражение в инстр. и особенно симф. музыке. Самые значительные произв. этих жанров - Болгарская рапсодия ("Вардар", 1928) и 3-й концерт для фп. с оркестром П. Владигерова (первый болг. инстр. концерт, 1918); "Фракийские танцы" (1925-26) и симф. поэма "Фракия" (1937) П. Стайнова; 1-я симфония и 1-й струн. квартет Л. Пипкова (первый в Болгарии квартет, 1928); гротескная симф. сюита "Бай Ганю" (1941) В. Стоянова; симф. поэма "Герман" (1940); хор. песни Ф. Кутева; танц. драма "Нестинарка" (пост. 1942) и "Симфонические вариации на тему Д. Христова" М. Големинова; рабочие, революционные и хор. песни и инстр. пьесы С. Обретенова; концертино для скрипки с оркестром и камерные ансамбли и песни П. Хаджиева; фп. пьесы Д. Ненова и др.
В 20-30-е гг. возникают оперные т-ры в Варне ("Варненска оперно-драматическа дружба"), Пловдиве и в Русе. Однако эти т-ры просуществовали недолго. Более плодотворно работала самодеят. опера в Стара-Загоре (1924, в 1944 стала государственной). В 1920-1930-е гг. в Софийской нар. опере ставятся бытовые лирич. оперы - "Цвета" (1925), "Заброшенная мельница" (1922) основоположника нац. болг. оперы Г. Атанасова (автор 6 опер, 1 оперетты, 5 детских оперетт); "Царь Калоян" (1936) Владигерова, "Янина и девять братьев" Л. Пипкова (1937), "Бабье царство" Стоянова (1935); балеты "Змей и Яна" (1937) X. Манолова и др. Выдвигаются певцы и певицы: М. Попов, X. Брымбаров, Б. Христов, X. Морфова, С. Македонский, П. Райчев, А. Тодорова, К. Кирова, Л. Минчев и др. Муз. руководство т-ром осуществляли дирижёры А. Найденов, А. Димитров, A. Маргаритов. Из иностр. дирижёров в Софийской нар. опере работали М. Златин, И. А. Добровейн, Ю. Померанцев, Э. А. Купер, X. Штанге и др.
Первый постоянный гос. симф. оркестр создан в 1928 (дирижёр С. Попов), в 1935-45 выступали оркестр Гос. филармонии при Софийской народной опере и т. н. Царский воен. симф. оркестр. В 1931 был осн. квартет "Лечев", в 1938 - Гос. струн. квартет им. Аврамова. Среди исполнителей-солистов пользовались известностью: пианисты А. Стоянов, П. Пелишек, Д. Ненов, Т. Янкова, Д. Куртева, Л. Енчева, О. Либих; скрипачи В. Аврамов, В. Чернаев, Р. Ерлих-Касырова; виолончелист К. Попов; контрабасист А. Вапорджиев и др.; дирижёры С. Попов, А. Найденов, А. Димитров; певицы и певцы X. Морфова, С. Македонский, А. Тодорова, П. Райчев, М. Милкова-Золотович, К. Кирова, Е. Николай, Т. Мазаров; музыковеды Д. Христов, B. Стоин, И. Камбуров.
Большое распространение получили хор. об-ва, объединённые в Союз нар. хоров Болгарии (1926; преобразован в Болгарский певческий союз, 1935-52). Среди этих об-в - "Родная песня", нар. хор. "Гусли", хор софийских учителей, Пловдивское певч. об-во.
С установлением нар.-демократич. строя (9-го сент. 1944) начинается новый, плодотворный период в развитии болг. муз. культуры: происходит процесс демократизации муз. иск-ва, возникают условия для всестороннего развития проф. и самодеятельного иск-ва. Композиторы разрабатывают гл. обр. совр. тематику. Наиболее значительные произв. орк. жанров создали комп. П. Стайнов (1-я и 2-я симфонии), П. Владигеров ("Еврейская поэма", 4-й и 5-й концерты для фп. с оркестром), Л. Пипков (вариации для струн. оркестра "Путешествие по Албании" - "Пътуване из Албания", 4 симфонии и др.), Ф. Кутев (симфония и др.), В. Стоянов (2 концерта для фп. с оркестром, "Праздничная увертюра" и др.), А. Райчев (5 симфоний, в т. ч. "Новый Прометей", оратории), К. Илиев и Л. Николов (инстр. произв.). Многие совр. симфонич. произв. имеют программный характер, часто связаны с героич. тематикой.
В первые послевоенные годы (2-я пол. 1940-х - нач. 1950-х гг.) особое значение приобрела массовая песня, отражавшая важные совр. события. Популярность получили песни А. Карастоянова, С. Обретенова, Л. Пипкова, Т. Попова, Г. Димитрова, А. Райчева, П. Хаджиева, Г. Златева-Черкина, Д. Петкова. В 1946-49 появляются лирич. песни, юмористич.-бытовые и эстрадные куплеты. Для развития и популяризации нар.-бытовой песни важное значение имела деятельность Гос. ансамбля нар. песни и танца (организован в 1952) и её рук. комп. Ф. Кутева, автора мн. известных песен. В 1950-60-е гг. быстро приобретают популярность эстрадные и танц. песни; их авторы - И. Цанков, П. Ступел, Ж. Леви, М. Левиев, Е. Георгиев, Б. Елиезер, А. Бояджиев, А. Заберский и др.
Темы широкого гражданского и патриотич. звучания воплощены в произв. кантатно-ораториального жанра (кантаты "Девятое сентября" Ф. Кутева, "Сентябрь 1923" К. Илиева, оратории - "Партизаны" С. Обретенова и оратория "О нашем времени" Л. Пипкова, кантаты и оратории "Дружба" А. Райчева, "Светлый праздник" Т. Попова, "Рожен спускается с Родопов" Д. Петкова и др.). Периодически происходят смотры творчества болг. композиторов (1-й - в 1952).
После 1944 в Б. открылись 4 гос. оперных т-ра: в Стара-Загоре, Варне (1947), Русе (1949) и Пловдиве (1953), к-рые ставят итал. и рус. классические, а также сов. и нац. болгарские оперы. Ведущая роль принадлежит Софийской нар. опере. Совр. болг. опера стала более разнообразной в жанровом и стилевом отношениях - наряду с историч. оперой "Момчил" Л. Пипкова (пост. 1948) и "Ивайло" М. Големинова (пост. 1959) или бытовой лирич. оперой "Жили-были" ("Имало едно време", 1957), "Буйная головушка" ("Луд гидия", 1960), "Албена" (1962) П. Хаджиева, создаются оперы гротескно-сатирич. содержания - "Хитрый Петр" В. Стоянова (1958) и "Миллионер" (1965) П. Хаджиева, а также его лирико-драматич. камерная опера "Мастера" ("Майстори", пост. 1966) и отличающаяся напряжённой драматургией "Боянский мастер" К. Илиева. В 60-х гг. появились первые болгарские оперы на современные темы: "Антигона 43" Л. Пипкова (1963), "Июльская ночь" ("Юлска нощ", 1964) П. Хаджиева, "Мост" A. Райчева, "Украли консула" И. Димова (по пьесе Г. Мдивани). В Болгарии неоднократно гастролировали лучшие советские театры оперы и балета.
В 1950-е гг. в Б. м. проявили себя молодые комп.: И. Маринов, В. Казанджиев, Д. Христов, Ц. Цветанов, П. Стоянов, Ж. Леви, Б. Елиезер, П. Ступел, Д. Тыпков, Е. Георгиев, С. Пиронков, С. Ременков, М. Левиев, И. Спасов, Ж. Клинкова, К. Крюкчийский.
Среди исполнителей в эти годы выдвинулись пианисты М. Молдова, А. Диков, Л. Енчева, О. Либих, B. Янков, Ю. Буков; скрипачи Б. Лечев, Д. Шнайдерман, Е. Камиларов, Г. Бадев, С. Миланова; кларнетисты С. Димитров, П. Радев и др. Наряду с этими исполнителями продолжают конц. деятельность музыканты старшего поколения - пианисты Л. Енчева, Т. Янкова; скрипачи Н. Симеонова, П. Христосков, В. Чернаев. Мировую известность в 1950-60-е гг. получили певцы Б. Христов, Н. Гяуров, Н. Гюзелев, Д. Узунов, Н. Николов, певица Р. Кабаиванская; стали популярны также певицы: Ю. Винер, К. Попова, Н. Афеян, Л. Барева и др. В 1948 в Софии открылся т-р "Народная оперетта" (с 1959 Гос. муз. т-р оперетты "Стефан Македонский"). С болг. симф. оркестрами выступают дирижёры: К. Илиев, В. Симеонов, Р. Райчев, Д. Петков, В. Стефанов, Е. Главанаков, И. Маринов и др. Высоким проф. мастерством обладают разл. хоры и ансамбли: Болг. хор. капелла им. С. Обретенова, 2 гос. ансамбля нар. песни и танца (в Софии, худ. рук. Ф. Кутев; и в Благоевграде, худ. рук. К. Стефанов), Ансамбль песни и танца Болг. нар. армии, 2 струн. квартета им. Аврамова и им. Димова. С 1948 периодически происходят смотры гос. симф. оркестров, оперных т-ров, вокалистов и инструменталистов, конкурсы молодых пианистов и скрипачей (1949, 1951). В 1961 в Софии состоялся Междунар. конкурс молодых оперных певцов; болг. молодые исполнители принимали участие и в междунар. фестивалях. Создано мн. самодеят. хоров, в т. ч. академич. хор "Георги Димитров", "Георги Кирков" (София), "Родина" (Руса), "Добруджански звуци" (Толбухин), "Родни звуци" (Коларовград) и др., к-рые участвуют в респ. смотрах худож. самодеятельности; выступления филармонии "Пионер" (дирижёр В. Симеонов) и хора "Бодра смяна" (дирижёр Б. Бочев) при Софийском дворце пионеров получили международную известность.
В 1960-е гг. увеличилось количество муз. образоват. учреждений: в Варне, Пловдиве, Софии, Русе и Плевене созданы гос. муз. уч-ща; работают Софийская гос. филармония, симф. оркестр Болг. радио и телевидения в Софии, 6 крупнейших симф. оркестров - в Варне, Русе, Бургасе, Пловдиве, Плевене, Шумене.
Композиторы и музыковеды объединились в творч. Союз болг. композиторов; его печатный орган - журн. "Българска музика" (осн. в 1948, с 1953 наз. "Музика"). В 1948 при Болг. академии наук осн. научно-исследоват. ин-т музыковедения (имеются отделы фольклористики, истории болг. музыки и муз. теории, эстетики и муз. педагогики), периодически выпускающий свои "Известия". Значительные труды по муз. фольклористике принадлежат С. Джуджеву, А. Карастоянову, Р. Кацаровой, H. Кауфману, А. Моцеву, И. Качулеву и Е. Стоину; вопросы историч. развития болг. музыки разрабатывают В. Крыстев (автор ряда монографий о болг. композиторах - Д. Христове, П. Стайнове, С. Обретенове, А. Морфове), С. Петров, С. Стоянов, Е. Павлов и др.; в области музыкальной теории и педагогики работают А. Стоянов, Д. Христов, Т. Миланов и другие.
Литература: Долуханян A., Песни и танцы болгарского народа, "СМ", 1957, No 1; Сборник статей болгарских музыковедов (ред.-сост. К. Ангелов), М., 1962; Христов Д., Теоретические основы болгарской народной музыки, М., 1959 (на обл. 1960); его же, Ритмичните основи на народната на музика, С., 1913; его же, Техническият строеж на българската народна музика, С., 1928; Стоин В., Българска народна музика. Метрика и ритмика, С., 1927; Камбуров И., Илюстрован музикален речник, С., 1933; Djoudjiev S., Rhythme et mйsure dans la musique populaire bulgare, S., 1931; его же, Теория на българската народна музика, т.I-IV, С., 1954-61; Кръстев В., Очерки върху развитието на българската музика, М., 1954; его же, Насоки в българската масова песен, С., 1958; его же, Очерци по история на болгарската музика, С., 1970; Моцев A., Характерни ритми в творчество то на българските композитори, С., 1957; Сагаев Л., Българското оперно творчество, С., 1958, М., 1964; Илиев К., Любомир Пипков, С., 1958; 15 години българска музикална култура, С., 1959; Петров С., Очерци по история на българската музикална култура, т. 1, С., 1959; Кауфман Н., Песни на българското революционно движение 1891-1944, С., 1959; его же, Българската многогласна народна песен, С., 1968; Българска музика. 1948-1966, "Известия на Института за музика при Българска академия на науките", т. I-XII, С., 1952-1967; Павлов Е., Панчо Владигеров, С., 1961; Стоянов С., Филип Кутев, С., 1962; Стършепов Б., Стоянов П., Българска музика, С., 1966; Стайнов П., За българската музикална култура, С., 1967; Народни песни от Югозападна България. Пирински край, т. 1, С., 1967; Българските музикални дейци и пролемът за националния музикален стил, С., 1968.